2 страница
вскрытия усыпальницы. Но при этом не следует забывать: в нашей работе новые открытия порой опрокидывают старые теории, и вполне возможно, что в следующей книге я буду вынужден пересмотреть свою сегодняшнюю точку зрения в свете дальнейших раскопок.

В этой книге содержатся также сведения о строительстве пирамид, давно известные опытным археологам. Я не стану извиняться перед ними, потому что хотел сделать свою книгу понятной миллионам читателей, впервые столкнувшихся с проблемами египтологии. Кроме того, краткое изложение древней истории Египта, древнеегипетских обычаев и методов строительства совершенно необходимо, чтобы читатель мог правильно понять и оценить новое открытие.

И, наконец, я по мере сил старался обрисовать тот фон, на котором протекала моя работа, ввести читателя в повседневные будни раскопок, с их смелыми поисками, препятствиями и отступлениями, с их «следовательскими» методами, со всеми их взлетами славы и разочарованиями.

Мохаммед Закария Гонейм

Глава I. Мать пирамид

Вряд ли все мои читатели знают подробности истории Древнего Египта. Поэтому надеюсь, что те, кто с такими подробностями знаком, простят мне нижеследующее краткое введение в историю первых египетских династий. Оно необходимо, чтобы большинство читателей, для которых этот предмет нов, смогли соответствующим образом оценить открытия последних лет.

Долину Нила принято считать колыбелью самой древней цивилизации на нашей планете.[1]

Когда ледниковый период в Европе окончился и количество дождей пошло на убыль, кочевые племена Северной Африки устремились к долине Нила, привлекаемые его неиссякающим многоводьем. Эти племена путем смешения различных рас образовали народность, состоявшую из пришельцев с востока, запада и юга. В период раннего неолита, повидимому уже в шестом-пятом тысячелетии до нашей эры, вчерашние кочевники-охотники начали селиться в Нильской долине. Ежегодные разливы, несущие плодородный жизнетворный ил, доставляли им здесь все необходимое, позволяя вести оседлую жизнь.

Через огромный промежуток времени первобытные египтяне научились управлять своей рекой или, во всяком случае, предугадывать ее поведение. Они научились делать отметки уровня воды в различные времена года и благодаря таким многолетним наблюдениям могли довольно точно предсказывать силу разлива. Наблюдения необходимо было записывать, и это, возможно, послужило одной из основных причин изобретения письменности.

Ежегодные разливы уничтожали большое количество межевых знаков. Чтобы затем восстанавливать границы полей, понадобилась точная система измерений, а это в свою очередь вызвало развитие геометрии, которая впоследствии пригодилась при сооружении зданий. Так формировалась египетская культура.

Несмотря на все это, египтяне еще долгое время не были единым народом. Они жили изолированными поселениями, расположенными вдоль огромной извилистой реки, и в каждом поселении был свой местный вождь. В тот период независимые племена беспрестанно воевали между собой. Иногда какой-нибудь могущественный правитель подчинял своей власти многочисленных соседей, а иногда несколько маленьких царств объединялись в союз для защиты или для нападения. Так постепенно возрастала сила централизации. И вот пришло время, когда в Египте осталось всего два государства: царство Верхнего Египта и царство Нижнего Египта. Наконец, правитель Верхнего Египта завоевал север страны и создал объединенное царство. Этим правителем был Нармер, или, иначе, Менес. Он стал родоначальником династии фараонов, которую историки называют Первой династией. Произошло это приблизительно в 3200 году до нашей эры.[2]

К сожалению, такое деление на династии не всегда точно. Оно было установлено в IV веке до нашей эры египетским историком Манефоном, написавшим историю Египта на греческом языке. Манефон разделил имена фараонов, известных ему по древним записям, на тридцать царских родов, однако некоторые его деления ошибочны. Несмотря на это, современные историки для удобства продолжают пользоваться списком, составленным Манефоном. Этот список династий приведен в конце книги.

Описанный выше период местных войн, предшествовавших объединению Египта, продолжался немало времени. От исторического Египта, известного нам уже по письменным источникам, его отделяет более тысячелетия. Так, например, для фараона Тутанхамона, правившего четырнадцать с лишним столетий до нашей эры, фараон Например был так же далек, как для нас Нерон. Однако из раскопок погребений того отдаленного периода, отстоящего от нас на шесть тысячелетий, мы знаем, что египетская цивилизация уже тогда стояла на значительной высоте. Было известно и распространено календарное летосчисление, существовала письменность, а ремесла — гончарное, ювелирное, оружейное и другие — достигли высокой степени совершенства. Эту эпоху до начала письменной истории мы называем додинастическим периодом.

Непосредственно следующий за ней отрезок времени, включающий две первые династии (3200–2780 годы до нашей эры) историки называют архаическим периодом, периодом укрепления и развития единого государства.

С момента восшествия на престол Джосера, первого фараона Третьей династии, начинается период Древнего Царства (2780 год до нашей эры), период строителей пирамид, — которым и посвящена настоящая книга.

Первоначально столицей фараона Нармера, или Менеса, был город Тис в Верхнем Египте, однако во время борьбы с Нижним Египтом его основным местопребыванием стал Мемфис, расположенный километрах в пятнадцати южнее современного Каира. С начала Третьей династии преемники Нармера правили объединенным Египтом уже из Мемфиса, который до самого конца Древнего Царства (2258 год до нашей эры) оставался столицей страны. Он был резиденцией таких могущественных правителей, как фараон Хуфу (Хеопс), построивший Великую пирамиду, как его наследник Хефрен, строитель второй по величине пирамиды, как Менкаура, и многие другие. Город был расположен у самого Нила — часть его развалин сохранилась до наших дней. Главный же некрополь, или место погребения фараонов и знати, находился западнее Мемфиса, на пустынном плато Саккара.[3]

Для всех, кто увлекается далеким прошлым, некрополь Саккара несомненно самое интересное место в Египте. Просто досадно, что тысячи туристов, ежегодно посещающих пирамиды в Гизе, не дают себе труда проехать еще несколько километров на юг, чтобы увидеть величайший некрополь мемфисских фараонов.

Представьте себе, что, налюбовавшись великой пирамидой Хуфу и соседними пирамидами, вы сворачиваете с главной дороги на боковую, ведущую к Саккара. Она вьется у подножия пустынного плато, которое все время находится справа от вас. Дорога узка. Пока ваш автомобиль пробирается по ней, вы видите группы крестьян на полях. Вот один из них идет за плугом, влекомым парой быков в ярме. Вот другой в длинной рубахе и белом тюрбане склонился над примитивным насосом для перекачивания воды из канала в канал. Перед вами возникают картины, почти не изменившиеся со времен постройки пирамид; рельефы и роспись в гробницах того периода запечатлели такие же сцены.

Слева от вас простирается зеленая долина Нила, окаймленная более темной зеленью пальм, а вдали, на восточном берегу, горизонт замыкают голые скалы, где древние строители добывали камень для пирамид.

Теперь взгляните в другую сторону, на пустынное плато, возвышающееся в нескольких сотнях метров справа. Вот на нем показалась абусирская группа пирамид, выстроенных четырьмя фараонами Пятой династии — Сахура, Ниусерра, Нефериркара и Неферефра. Не успевает эта группа исчезнуть, как перед вами во всем своем