Черный ярл

Читать «Черный ярл»

0

Влад Поляков

Черный ярл

Пролог

Пьянка была не большая и не малая. Так, в пропорцию. Повод? Ну, он всегда найдется, стоит только как следует поискать. На сей раз подвернулся Леха Бьерн, у которого была значительная дата — окончание института, медицинского. Правда, в связи со своей нелюбовью к живым пациентам, планировал он идти на патологоанатома, ну да это мелочи…

Сидели долго, сидели хорошо. Успели поднять бокалы за виновника торжества, оконченный им мед, будущих, хе, «пациентов» (щоб не жаловались), да и множество других здравиц придумалось, благо за словом в карман мало кто лез. Ну а где заковыристые, ироничные и просто красивые тосты, там и беседа завязывается на не самые простые темы.

Вот и сейчас… Компания была своеобразная, многие из нас увлекались так называемым «реконструкторством», смешанным просто с боями на холодном оружии. Этакий экстремальный спорт и одновременно желание прикоснуться к давно минувшему времени. Некоторые уже отошли от активного мечемашества, другие и теперь активно махали клинками, периодически получая травмы, но лишь подогревая и так немалый энтузиазм.

Немудрено, что этим вечером разгорелся довольно жаркий спор по поводу древней Руси, о ее реальном историческом развитии и вероятных возможностях, не случившихся по той или иной причине. Взгляды были разные, все отстаивали свою точку зрения, потому и шум стоял, хоть святых выноси.

— Рюриковичи — сила! — громогласно заявлял Леха Бьерн, для убедительности показывая солидных габаритов кулак со сбитыми костяшками кикбоксера. — Варяги вообще круче всех бойцов были, от них вся тогдашняя Европа шугалась.

— Да ну тебя… Были то они были, но варвары же, — лениво отмахивался от Лехи Саня Шотландец, всегда бывший критично настроенным к неканоническим версиям. — Византия — вот тогдашний центр культуры и цивилизации. А у варягов что? Одни рунические письмена, драккары (они же лодьи), да примитивный языческий пантеон. И Киевская Русь тоже, до того как с Византией законтачила культурно, ничего особенного не показала.

Только Шотландец закончил фразу. Как с другого конца комнаты раздался звонкий девичий смех. Лерка Пифия, платиновая блондинка модельной внешности, вечно опровергающая стереотипы анекдотов своим недюжинным интеллектом, пару раз хлопнула в ладоши. Личико же было… ироничное донельзя. Неудивительно, что и последовавшие слова сочились сарказмом:

— Ну да. конечно… Щит Олега на вратах Константинополя, более ранние походы Аскольда и Дира, великий военачальник Святослав, прочие достижения… Били этих византийцев и правильно делали.

— Не скажи, Лер, — задумчиво покачала головой Мария, до этого сидевшая довольно тихо и незаметно, больше слушая, чем говоря. — Варвары тоже завоевывали Рим, манчжуры и прочие ставили на колени Поднебесную империю… Да только «победители» перенимали суть «побежденных». Так и та же самая Византия проникла в Киевскую Русь. Вспомни, что вся духовная власть начиная с Владимира перешла куда? К константинопольскому Патриархату. А власть духовная в те времена могла быть помогущественнее светской.

Разговор свернул несколько в сторону, переключившись на взаимоотношения духовных и светских владык, но это мне было не менее интересно. К тому же затронули одну из весьма интересных тем. Вот и вмешался, хотя понимал, что тем самым вызываю новую волну споров, куда как более серьезных. Впрочем… не в первый раз.

— А Машка права… кое в чем, — спокойно произнес я, не особенно повышая голос, но зная, что меня услышали. Привыкли друзья, что я говорю на общих пьянках не так часто, скорее даже редко, зато в тему. — Религия — очень важный фактор. Если заслал миссионеров во враждебное и опасное для тебя государство, сумел протолкнуть туда идеологию — выиграл очень многое. Потом уж ослабляй конкурента на здоровье, верти им сначала тайно, а потом и явно, внаглую, не скрываясь.

— Это ты о чем?

— О том, Шотландец, что Вовчик Креститель, он же Владимир Красно Солнышко по официальному диалекту, ба-альшую свинюку всей стране подложил, укрепив трон под своей сиятельной жопой, зато подложив многовековую мину под всю Русь.

— Совсем загнул ты, Игорек… Вроде не пил, а такую чушь сморозил? Все историки…

— Это монах то Нестор с его «Повестью временных лет»? Лицо, мягко скажем, ангажированное своей кастовой принадлежностью. А попробуешь поискать мало-мальски достоверные источники — пустота-с. Голяк голимый, если по простонародному выражаться. Вот если подумать — какая польза была от смены языческого пантеона?

Присутствующий народ слегка призадумался, а потом обычно поддерживающая Саню Шотландца Маша промолвила:

— Единобожие, оно религиоведами признается более прогрессивным. Да и к тому времени под властью Киевской Руси были многие малые народы. И у них свои боги…

— Не аргумент! Религиоведы за своих радеют. Ведь все основные ныне существующие религии мало того что монотеистичны, так еще и родственны. Индуизм — исключение серьезное, но те как раз опровергают. Просто в «приличном обществе» на их спецов ссылаться не принято.

— Выпьем, Ингвар! — поднял до краев заполненный коньяком бокал Леха Бьерн, уже будучи изрядно под шофе. И как всегда исковеркал мое имя на скандинавский манер, зар-раза. Хотя мне оно пофиг. — Так их, родства с древними богами не помнящих!..

Осушив немаленькую емкость, он откинулся на спинку кресла и расслабился. Раздавшиеся негромкие смешки были необидными, а скорее привычными. Пить Леха не умел, потому как правило и не пытался. Сейчас же… ну перебрал парень по столь весомому поводу.

— Триста грамм коньяка, а он уже в отрубе… — жизнерадостно заржал Шотландец. — Кофейку бы ему сварить, да больше не наливать. Он свое сегодня уж выпил. Лер?

— Сделаю…

— Заметано. А ты, Игорек, любишь порассуждать о том, что могло бы быть, да не состоялось. Но есть то, что есть. Случившееся уже не изменить, да и не надо. По мне так все шло так, как должно было. И точка! Тебе подобные в меньшинстве, кто время князя Владимира считает вредным…

— Не я один так считаю… Моя позиция аргументирована, слабопрошибаема, потому как на досуге много чего перечитал, пересмотрел. А что до количества людей, придерживающихся подобных взглядов… Ты еще про «непременную правоту большинства» вспомни. Большинство, оно, знаешь ли, в свое время считало землю плоской. Да вот… не совсем так оказалось.

Я уже был морально готов хорошенько поспорить с Саньком… Да и наши друзья-приятели приготовились к тому же. Знали, собаки страшные, что такое и послушать интересно, и даже парочку реплик вбросить, аки бензинчику в костер. Но… Кое-кто помешал.

— Игорь, у меня сигареты кончились, — с несколько капризными интонациями заявила Карина, сидящая рядом со мной. — Проводишь до киоска?

— Конечно, — пожал я плечами и, вслед за девушкой, встал со стула и направился в прихожую. Разве что напоследок обронил. — А поговорить еще успеем, Шотландец. Чуть позже, когда вернемся.

— Ну давай. Жду продолжения…. Словесной дуэли.

В этом Саня мог быть уверен. Вот только исполню долг кавалера по отношению к… весьма вероятной будущей пассии. С прежней то я расстался