Кожа. Как у тебя дела?

Читать «Кожа. Как у тебя дела?»

0

Лоран Мизери

Кожа. Как у тебя дела?

Кожа – чудесный обширный орган, тонкий и легкий; единственный, которому дана способность наслаждаться другим таким же органом – кожей другого человека, такой же или другой, восприимчивой и чувственно шероховатой.

Виктор Сегален, «Прогулка»

Laurent Misery

VOTRE PEAU A DES CHOSES À VOUS DIRE

© Larousse 2019


© Бондаревский Д.В., перевод на русский язык, 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

Предисловие

«Самое глубокое в человеке – это его кожа». Французский поэт Поль Валери сказал этой фразой все, ведь кожа обладает удивительной сложностью и богатством.

Прежде всего кожа – самый большой по площади орган человека. В это трудно поверить, но ее вес составляет около трех килограммов.

А еще кожа – это граница, отделяющая внешний мир от внутреннего, поэтому она должна нас защищать. И, надо сказать, успешно справляется с этой задачей, поскольку, с одной стороны, все время производит свой самый плотный слой, вырабатывающий меланин – настоящий роговой слой кожи[1]. С другой стороны, она производит ногти и волосяной покров, которые, в свою очередь, также служат защитными элементами. Еще один защитный фактор – так называемая сапрофитная флора. Что это такое? Это совокупность микроорганизмов, которые отлично переносятся кожей и мощно атакуют агрессивные микроорганизмы, попадающие на кожу извне и способные причинить нам вред.

Но кожа выполняет еще и информативную роль, сообщая нам все о температуре (о тепле и холоде) и о веществе – мягкое ли оно на ощупь, а может быть, колючее. Кожа пронизана большим количеством нервных окончаний, отличается крайней чувствительностью и впечатляющими скрытыми возможностями: достаточно понаблюдать за слепыми людьми, чтобы убедиться в том, что они могут через осязание получать массу информации. Осязание – одно из самых необычных чувств человека.

Кроме информативной функции кожа выполняет еще и коммуникативную.

Взять другого человека за руку, прикоснуться к его коже – эти действия несут эмоции, чувственность и даже эротизм. А сколько прекрасных прозаических и поэтических произведений посвящено нежной коже… Замечательный фильм Франсуа Трюффо «Нежная кожа» называется так неслучайно – в нем было все: и красота девушки (ее роль исполнила Франсуаза Дорлеак), и страсть, скрытая уже в самом названии фильма.

Но кожа, подвергаемая внешнему воздействию и критически оцениваемая другими людьми, может выдавать нас. Мы краснеем, бледнеем, покрываемся «гусиной кожей»… Чем мы только не выдаем свои эмоции! Но если можно скрыть многие минутные слабости, что делать, когда краска гнева заливает лицо? Разве с вами никогда такого не случалось?

Если бы все ограничивалось простыми эмоциями! Кожа может нести на себе отпечаток наших глубинных конфликтов, беспокойства и психологического дискомфорта.

Псориаз и хроническая крапивница отчасти имеют психологические причины. Облысение может быть результатом эмоционального шока. И все же будет нелишним напомнить о том, что нельзя судить о глубине душевной травмы или уровне стресса по размеру или внешнему виду кожных повреждений. Лучше воздержаться от поспешных и часто ошибочных выводов.

Известно, что стресс может приводить к обострению герпеса. Многие студенты, страдающие от этой болезни, часто сталкивались с появлением герпетических высыпаний накануне серьезного экзамена.

Более того, повреждения кожи могут быть сделаны самой «жертвой». Имея более или менее серьезный характер, они связаны с одними и теми же причинами – с психологическим дискомфортом и отсутствием общения.

И, наконец, что мы действительно показываем другим людям – нашу кожу или зеркало душевных ран?

Загар, макияж, все виды увлажняющего ухода с разглаживающим эффектом, будучи средством оперативной коммуникации, ставят цель усилить нашу способность производить еще более выигрышное впечатление на окружающих.

В заключение хочется сказать о тату, очень модных сегодня, особенно у молодежи. Такая символика на коже отражает не только склонность к нарциссизму: какие бы изображения мы ни наносили на тело, чаще всего они имеют глубоко личный характер и говорят о наших отношениях с внешним миром.

Теперь вы понимаете, что кожа – завораживающий орган, заслуживающий того, чтобы влюбленный в свою профессию человек, будучи специалистом в этой теме, посвятил ей книгу.

Марина Каррер д’Анкосс

Об этом говорят все

Моника[2] очень энергичная и жизнерадостная женщина. Ее мучает сильный зуд по всему телу. Она говорит, что все началось спустя ровно год после смерти ее матери, но просит определить болезнь – причину этого зуда. Проводится диагностическое обследование, чтобы установить возможные внутренние причины прурита (этот термин используется в медицине для обозначения зуда), поскольку у Моники нет никаких кожных заболеваний, кроме механических повреждений от расчесывания. В результате диагностического обследования полностью исключаются соматические причины, то есть связанные с органической дисфункцией. И тогда Моника рассказывает, что ее мать умерла незадолго до своего столетия. Она очень тяжело пережила последнюю волю матери, попросившей, чтобы ее кремировали, а прах развеяли, из-за этого нет возможности прийти на могилу. Она также трудно пережила эту смерть, случившуюся прямо перед 100-летним юбилеем: Моника старательно готовилась к нему и запланировала целую программу. Такие переживания объяснялись тем, что дочь была очень привязана к матери и считала ее настоящей героиней – та действительно ею была! Дело в том, что Моника родилась в концентрационном лагере в 1944 году, а мать в этих ужасных условиях боролась за выживание дочери вплоть до освобождения от немецкой оккупации. Такое не забывается! Моника говорит обо всем этом и плачет, она так взволнована, что ее волнение передается слушающим. В то же время она просит, чтобы врачи все-таки нашли физиологическую причину прурита: если она носит психологический характер, это свидетельствовало бы о слабости пациентки, а она воспитана в других традициях. С тех пор у Моники больше нет зуда…

Эта волнующая история похожа на многие другие из моей врачебной практики, в которой приходилось сталкиваться с самыми разными ситуациями. Она показывает, что не только пациенты, но и их окружение, включая врачей, редко учитывают всю совокупность факторов и условий (психологических и других) развития заболеваний кожи и их влияние на повседневную жизнь.

Сегодня, однако, почти никто не спорит с тем, что зуд, как и боль, выступает причиной психологического страдания: очень трудно жить, когда на теле есть повреждения… Кожные заболевания редко приводят к смерти, но представляют собой тяжелый недуг, снижающий качество жизни. Так что же делать?

Лечение зачастую протекает сложно: пациенты, страдающие кожными заболеваниями, признают, что не последнюю роль в развитии этих патологий играет стресс, но разве легко изменить образ жизни и поведение? Если без медитации обойтись просто невозможно, то для повышения эффективности лечения часто желательно, а иногда и необходимо учитывать психологические факторы. Но консультация у психолога или психотерапевта по-прежнему воспринимается некоторыми больными как трудное испытание, и они предпочитают лечиться только лекарственными средствами. Другие, напротив, рассчитывают прежде всего на психологическую помощь и отказываются от действительно необходимого медикаментозного лечения,