2 страница
варягом, скорее всего, он не из богатой семьи. Или младший отпрыск. Короче, средств там на золотой саркофаг не было и быть не могло. Конечно, у викингов был этот металл, все-таки они торговали с Византией. Но так же, как славяне и финны, они предпочитали серебро. Отсюда мы имеем бочки в могиле.

– Ева, я вообще-то помню, что викингов хоронили несколько иначе, – задумчиво заметил Дан, осматривая Шум-гору. – Их тела сжигали. Вместе с конем, оружием, иногда с женой. И все это на дракаре. Поджигали и отпускали в плавание.

– Конечно, все так! – охотно согласилась маг. – Так что о золотых саркофагах речи точно идти не может. Что до того, почему Рюрика похоронили по другому обычаю, так это просто. Ты сам заметил, что он тут семнадцать лет княжил. Сначала в Ладоге, потом в Новгороде. Он стал почти своим. Потому и хоронили его уже по местным обычаям.

– Но у славян мертвых тоже сжигали, – напомнил Страж.

– Мы с тобой сейчас находимся недалеко от Новгорода, – мягко возразила Ева. – А тут жили и живут финно-угоры. И у них совсем другая культура. Они почитают камни. И они складывают курганы. Кстати, иногда они тоже хоронили великих воинов вместе с конем и оружием. Но всегда был камень. У них даже бог смерти имеет привычку выстраивать «сады камней». Складывать груды из валунов. Так что все нормально, курган тут к месту. Есть только одно «но»…

Она хитро улыбнулась в темноте.

– Мы с тобой помним, что и Рюрик, и Олег, его родственник, были Избранными, – закончила девушка свою мысль.

– Насчет Рюрика не знал, – признался Дан. – Что до Олега…Так о нем даже смертные знали, что он маг. Не просто же так его звали Вещим. Он был оборотнем.

– Как и Рюрик, – подтвердила маг. – О нем смертные тоже знали и боялись его. По легенде, Рюрик погиб в бою. Но близилась зима, его похоронили сначала под грудой камней недалеко от места сражения, а уж весной перенесли сюда. Тоже в каменную могилу. Непроницаемую. Ибо боялись, что после смерти он станет заложным покойником. И по идее, там вместо саркофага на теле Рюрика должен лежать немаленький такой камень, который удерживает бывшего князя на месте. Нам с тобой этот камень лучше не трогать.

– Вот, – обрадовался Страж, – мы дошли до самого главного: что там еще нельзя трогать?

– Лучше вообще ни к чему не прикасаться, – усмехнулась артефактор. – Смотри, мы с тобой проникнем внутрь через люк и попадем в тоннель. Он ведет как раз в ту самую похоронную камеру.

– А в другую сторону он куда уходит? – тут же решил уточнить молодой человек.

– Он заканчивается тупиком, – пояснила Ева. – Сплошная каменная стена, за которой река.

– Почему мы не могли нырнуть, найти этот вход и попасть в тоннель оттуда? – Дану было просто любопытно, как Ева принимает решения. – В фильмах про Лару Крофт это всегда красиво выглядит. Они так плавают в этих костюмах с трубками у рта, потом обязательно что-то взрывают…

Девушка весело рассмеялась.

– Лара Крофт плавает в чистеньких южных морях, – напомнила маг. – А ты сам можешь представить, что набьется в твою трубку в простой русской реке?

Он поморщился.

– И самое главное, – уже серьезно продолжала она, – по легенде, от похоронной комнаты по тоннелю к реке лежит золотая цепь. На самом деле это не украшение, это заклятье. Сторожевое. То самое, из-за которого там вообще лучше ни до чего не дотрагиваться. И если бы мы взорвали стену и заплыли внутрь…

– Князь бы ожил? – с некоторой опаской решил уточнить Страж.

– Не он, – помотала головой Ева. – Или, вернее, не только он. Ты забыл, что его покой сторожат еще двенадцать воинов? И все они точно заложные покойники. И это еще не все, что нас ожидает, если вдруг мы решим зачем-то трогать там стены или о них опираться.

– Потому мы не могли вытащить плиту из вершины кургана, чтобы проникнуть сразу в камеру, – догадался Дан. – Тогда бы нам ничего не грозило в коридоре, но покойники точно ожили бы.

– Да, – девушка кивнула. – И еще. У меня есть правило. Я стараюсь попадать в тайники так, чтобы все ловушки оставались взведенными и не допускали последующего разграбления. Ведь если идти напролом, после меня туда заберутся не только Избранные, но и смертные.

– Хорошо, я все понял. – Дан встал и решил проверить, как действует заклятье, которое должно было открыть им проход в могилу князя. – Камень уже начинает понемногу вылезать из кладки. У нас минут пять. А что ты хочешь получить от князя?

– Ну, – Ева снова задорно улыбнулась. Она тоже поднялась со своего места, подобрала рюкзак и теперь, разговаривая с напарником, проверяла содержимое сумки. – Я собираюсь взять у него кинжал. Подарю Магнусу Скифу. Он любит старое оружие. Для кузена Михаила – витой браслет. Такие обереги носили все воины. Он, как считается, защищает в бою. Нагрудник для Кира. Он тоже любит древности. Но обязательно – символы власти. Или, возможно, обруч. А мне достанется то, что висит у Рюрика на шее. Это маленький серебряный амулет, который защищает от пагубных искушений. Говорят, Рюрику его отдала Ангел Смерти. Так у скандинавов называли ведьм из Избранных. И кстати, она была первой женой князя и сестрой Олега.

– Кстати, как я понял, – Дан тоже собрался, готовый к приключению, – хоронил его, со всеми почестями и защитными чарами, как раз Олег?

– Думаю, что да, – согласилась артефактор. – А он был очень сильным и хитрым магом. Так что надо ждать сюрпризов.

– Пока, как я понял, – убирая в сторону парящую над люком плиту, заметил Страж, – нам надо миновать эту самую «золотую цепь». То есть просто пройти по коридору, не задев стены. А если все-таки случайно их коснуться? Чего конкретно ждать? Нас скует цепью? Или похоронит под грудой золота?

– Под завалом соли, – поправила его Ева, присаживаясь на край лаза. – Соль – это и есть древнее золото. Или даже нечто дороже, чем металл. Вспомни все вариации знаменитой шекспировской драмы «Король Лир».

– Ну, соль не так страшна. – Дан отправил вниз заклинание – шарик света, озаряющий каменный тоннель.

– Когда она обжигает тебе кожу, оставляя миллиарды мелких царапин? Разъедает их? – иронично переспросила девушка. – Когда забивается в рот и нос?

– Хорошо, понял, – сдался молодой человек. – Страшно неприятная вещь. Пошли?

Вместо ответа Ева просто спрыгнула внутрь. Даниил быстро последовал за ней. На самом деле он нервничал, хотя старался этого не показывать. Страж был боевым магом. Он полагался на инстинкты, сноровку, умение мыслить стратегически, а также на быстроту реакций, ловкость и силу удара. Никто бы не сказал, что у Даниила Нарышкина проблемы с интеллектом. Его уважали и за ум, и за умение себя держать в любой ситуации. Но