4 страница из 18
Тема
несколько часов в неделю. Борис стал ночным сторожем. Дюша, флейтист, продавал арбузы в ларьке. Сева, виолончелист, срезал сорняки на железнодорожных путях. Миша, с достаточным доходом, остался в геологическом институте…

«Виллидж войс», Нью-Йорк, 1989.

НА НОВОМ ПОСТУ

  • Осенний день, полседьмого,Мать-земля сегодня сыра.На ней стоят хорошие парни,Хотя, должно быть, пьяны с утра.Но как не пить при такой работе? —И я храню для них водку в пальто.И мне хотелось бы петь об этом,Но этот текст не залитует никто.
  • Иван спешит на работу;Он спешит на работу, не торопясь.Похоже, что ему все равно,Успеет ли он к девяти часам.Осенний парк, опавшие листья —Такая прекрасная грязь!Он был инженером, теперь он сторож —Он выбрал себе это сам.И его «Беломор» горит на лету.И это новая жизнь на новом посту,Новая жизнь на новом посту.
  • Когда я смотрю в окошко,Я вижу, как кто-то идет                           по крыше —Может быть, это собака (кошка),А может быть, это крот.Я вижу не слишком ясно:Мешает крутой наклон                           той крыши —Может быть, это букашка,А может быть, это слон.Над ними ясное небо,Под ними — хрупкий карниз.И я не знаю, как сделать, чтобыПомочь им спуститься вниз.
  • И я сижу у окна и гляжу в пустоту.И это новая жизнь на новом посту.Новая жизнь на новом посту.

— Что позволяло вам «держать удар?» Насколько я знаю, судьба ваша долгое время складывалась отнюдь не гладко?

БГ: — А я никогда никому не противостоял… Какой толк опускаться до драки на таком уровне? Ну, выгнали меня из комсомола, так он изначально был не нужен: меня записали туда вместе со всеми в школе, потому что тогда было положено… Ну, прогнали меня с работы, так мне она была совсем неинтересна. Да простят меня мои учителя, но я никогда толком не мог взять интеграл. А математиком-теоретиком оказался только потому, что считал это более честным по отношению к Советской власти, чем становиться инженером. Все-таки без математиков-теоретиков она преспокойно могла обойтись…

И так — во всем остальном. Ну, не хочет меня Система — и слава Богу! Я очень благодарен нашей Системе: будь она гибче, я рисковал бы стать конформистом в гораздо большей степени…

Вообще, каким бы безнадежным и отчаянным ни казалось положение человека, но, если он сохраняет силу духа, он выстоит. Только сила духа — это не когда ты можешь ребра ломать, а когда веришь, что твое собственное хорошее отношение к людям никуда не пропадает… Я даже не буду говорить очевидное, что Бог за своими присматривает. Это всегда так. Но просто, если еще самому не поддаваться на провокации, на искушение стать мелким, злым, гадким…

СТОРОЖ СЕРГЕЕВ

  • Зеленая лампа и грязный стол.Правила над столом.Сторож Сергеев глядит в стаканИ думает о былом.Но вот приходят к нему друзья,Прервав его мыслей ход,И быстро вливают портвейна литрСторожу прямо в рот.
  • Друзья пришли к нему неспроста,Пройдя не одну версту:Они желают видеть егоНа боевом посту.И сторож Сергеев, забыв свой долг,Ловит беседы нитьИ ставит стулья друзьям своим,Поскольку им негде пить.
  • И он говорит с ними до утра,Забыв обойти свой двор.Он пьет, не глядя совсем на дверь,Куда мог забраться вор.Но ночь проходит, приходит день —Так в мире заведено.И сторож Сергеев упал под стол,Допив до конца вино.
  • Зеленая лампа горит чуть-чуть.Сменщик уж час как здесь.А сторож Сергеев едва встает,Синий с похмелья весь.И он, трясясь, выходит за дверь,Не зная еще куда.Желает пива и лечь поспатьСкромный герой труда.

— Допустим, вы так счастливо устроены, что никакие внешние обстоятельства не влияют на ваше творческое самоощущение. Это еще не снимает проблему, как таковую. На пути творческой реализации многих людей стоят и неустроенный быт, и формализм… Да мало ли! Как быть им?

БГ: — Получается, что мы, не решив своих проблем, начинаем решать проблемы других людей, которые, кстати, нас об этом не просили. При массовом охвате теряется суть проблемы. Мне вспоминается разговор в Харькове людей, неудовлетворенных своей работой: «Что же всем в сторожа идти? Вот я инженер, и таких, как я, много. А сторожей в городе всего сто. Ну, может быть, для меня и найдется сто первое место, а как быть остальным?» Это не подход.

— Это не подход, потому что человек ищет убежище от жизни, вместо того, чтобы искать возможность активного и творческого участия в ней.

БГ: — Я про это и говорю. Если человек хочет чем-то заниматься — он будет этим заниматься. Если у рабочего есть призвание — он станет хорошим рабочим, несмотря на формализм и прочее. На крайний случай человек может создать новую профессию, выбить не существовавшую ставку. В Новгороде, например, есть человек, который реставрирует гусли. Не было до него такой профессии. Я знаю людей с высшим образованием, которые работают лесниками. Все зависит от того, насколько сильно человек хочет.

ПОКОЛЕНИЕ ДВОРНИКОВ И СТОРОЖЕЙ

  • Поколение дворников и сторожейПотеряло друг друга в просторах бесконечной земли —Все разошлись по домам…В наше время, когда каждый третий — герой,Они не пишут статей, они не ждут телеграмм.Они стоят, как ступени,Когда горящая нефть хлещет с этажа на этаж.И откуда-то им слышится пенье,И кто я такой, чтобы говорить им, что это — мираж?
  • Мы молчали, как цуцики, пока шла торговля всем,Что только можно продать,Включая наших детей.И отравленный дождь падает в гниющий залив,А мы все еще смотрим в экран,Мы все еще ждем новостей.И наши отцы никогда не солгут нам —Они не умеют лгать,Как волки не умеют есть мясо,Как птицы не умеют летать…
  • Скажи мне, что я сделал тебе,За что эта боль? — Но это без объяснений, —Это, видимо, что-то в крови…Но я сам разжег огонь,Который выжег меня изнутри;Я ушел от закона, но так и не дошел до любви.Но молись за нас, молись за нас, если ты можешь.У нас нет надежды, но этот путь — наш.И голоса звучат все ближе и строже.И будь я проклят, если это — мираж.

От «Синего альбома» к «Равноденствию»


ДЕСЯТЬ СТРЕЛ

  • Десять стрел на десяти ветрах,Лук, сплетенный из ветвей и трав —Он придет издалека,Меч дождя в его руках.
  • Белый волк ведет его сквозь лес,Белый гриф следит за ним с небес.С ним придет Единорог,Он чудесней всех чудес.
  • Десять стрел на десяти ветрах,Лук, сплетенный из ветвей и трав —Он придет издалека,Он чудесней всех чудес.Он войдет на твой порог,Меч дождя в его руках.

Боб любил всякие превращения. Однажды превратился в Единорога и пошел гулять в Летний сад. Глядь, а навстречу десять стрел летят. Он от них наутек, но одна стрела все же попала в бедро.

…Проснулся Боб в холодном поту. С тех пор всегда пел: «Девять стрел…». А иногда даже: «Восемь…» — страховался.

Приехали древние кельты в Питер своего земляка БГ