Террористическое и нетрадиционное оружие

Читать «Террористическое и нетрадиционное оружие»

0

Салливен Джон П.

Террористическое и нетрадиционное оружие

МОРКНИГА МОСКВА 2009

ВВЕДЕНИЕ

Роберт Банкер,

Хауард Сегуайн,

Джон Салливэн

В Справочнике описаны нетрадиционные виды оружия. В разделе 1 дана характеристика самодельных взрывных устройств а также нетрадиционных взрывчатых веществ. В разделе 2 речь идет о нелетальном и ограниченно летальном оружии, химических и биологических средствах, а также — об угрозах, связанных с радиационными поражениями. К более сложным технологически относятся устройства, описанные в разделе 3: это — оружие направленной энергии, такое как лазеры и радиочастотное, широкое применение которых в не слишком отдаленном будущем весьма вероятно. Основные разделы завершает обзор значения правоохранительных мер. И, наконец, в приложениях приведен список аббревиатур, терминов и определений, ссылки на цитированную литературу и ресурсы.

Важнейшей своей задачей авторы видят информирование командующих военными и полицейскими операциями о возможностях нетрадиционного оружия. В прошлом террористы полагались лишь на пистолет и бомбу, поэтому и теперь многие подвергают сомнению вероятность применения ими средств массового поражения, утверждая, что она завышена, а более передовое в технологическом отношении оружие в официальных документах вообще не упоминается.

Участвовавшие в создании Справочника специалисты считают терроризм внегосударственной, преступной формой войны. Низкотехнологичное оружие в арсенале террористов, ведущих эту войну будет постепенно заменяться более совершенным В Справочнике приведено простое, доступное для начинающих описание такого оружия.

Руководители борьбы с терроризмом все чаше сталкиваются со свидетельствами размывания граней между терроризмом и остальной преступностью. Некоторые государства за пределами западного мира и маргинальные сообщества в анклавах бедности в развитых государствах дают все больше таких примеров.

Из этой среды выходят отрицающие государство личности, такие как командиры незаконных вооруженных формирований, главари уличных банд и террористических организаций, руководители картелей торговцев наркотиками и группировок межнациональной преступности. Недавние инциденты подтверждают, что эти силы стремятся получить высокотехнологичное оружие для применения в своих целях. Вопрос заключается не в том, случится ли это, а в том, когда такое произойдет.

Предыстория

Выступая 5 февраля 1997 года на заседании Специального комитета Сената на разведке, генерал-лейтенант Патрик Юз (тогда — директор военной разведки, DIA), заявил, что после холодной войны, в мире сложилась новая система взаимоотношений. В быстро изменяющихся условиях меняется и сущность угроз нациям, организациям и личностям. XXI столетие будет характеризоваться более частыми кризисами и конфликтами во всем мире. Терроризм, религиозная и этническая нетерпимость, экстремизм, национализм, последствия неконтролируемого роста населения, истощение ресурсов, снижение роли государства продолжают набирать силу. Распространение оружия массового поражения также представляет потенциальную угрозу национальным и межнациональным интересам. Вероятным становится и применение нетрадиционного оружия, в значительной мере потому, что глобальное общество становится все более сложным и взаимозависимым, а развитие технологий позволяет создать новые способы нападения, в том числе — и на новые цели. Вызовы XXI столетия будут более изощренными и все менее поддаваться подавлению грубой силой, а потребуют инновационных подходов, своевременных и эффективных, реализуемых при проведении уникальных военных или альтернативных операций.

Заманчиво было бы приписать стремление к применению нетрадиционного оружия только террористам. Однако на мировой арене действуют и государства, не стесняющиеся в средствах, организации торговцев наркотиками, личности, стремящиеся к своей выгоде, а также те, кто одержим ненавистью к Соединенным Штатам или другим странам. Эти силы стараются нанести максимальный вред в любой из следующих областей:

Сельском хозяйстве.

Банковском деле и финансах.

Социальном обеспечении.

Обеспечении электроэнергией.

Оказании первой помощи (пожаротушении и правоохранительных мероприятиях).

Производстве и распределении продовольствия.

Разведывательной деятельности.

Обеспечении горючим.

Информации и связи.

Международной торговле.

Национальной обороне, например, способности военных реагировать на кризисы.

Здравоохранении.

Телекоммуникациях.

Транспортной системе.

Очистке и распределении водных ресурсов.

Наши противники вполне в состоянии использовать для этих целей и нетрадиционное оружие. Было бы безумием полагать, что это не так.

Нарастание угроз

Основой беспокойства служит очевидная возможность получения противником оружия массового поражения (к которому обычно относят ядерные, химические, и биологические средства), но к ним следует теперь добавить и средства электронной войны, например, радиочастотное оружие.

Сомнения в надежности обеспечения безопасности имеют основания, что подтверждается на примере бывшего Советского Союза. Его научно-технические эксперты во всех областях вооружений высоко оценены, особенно — в государствах-изгоях, таких как Ирак и Иран, а также — в террористических организациях во всем мире.

Уязвимость США

Враждебные государства, организации, и террористы- одиночки будут осваивать передовые технологии массового поражения, позволяющие им избежать прямого противоборства с США, но дающие возможность подвергать опасности их население, инфраструктуру, национальную оборону. Недавние подрывы американских посольств в Кении и Танзании подтверждают намерение этих сил использовать любые средства без ограничений, если таковые будут сочтены соответствующими их задачам.

Две книги служат предупреждением об уязвимости США, которая должна стать главной заботой лиц, ответственных за планирование нашего будущего:

«Война в Заливе: уроки для стран Третьего мира».

В книге индийского бригадира В.К. Нэйра анализируются уроки конфликта для стран третьего мира. Нэйр описывает существенную американскую военную уязвимость и подчеркивает значение заявления адмирала флота Советского союза Сергея Горшкова: «Следующая война будет выиграна той стороной, которая лучше освоит электромагнитный спектр».

«Неограниченная война».

Полковники Кьяо Лянь и Вань Сяньсу оправдывают применение в конфликтах нетрадиционных методов и тактики, что позволит развивающимися странами (в особенности — Китаю) компенсировать военное отставание от США. Некоторые рекомендуемые ими меры включают атаки на вебсайты, финансовые учреждения, терроризм, информационную войну в СМИ, войну на улицах городов.

Необходимость действовать

Американское общество нетерпимо относится к потерям в ходе операций за рубежом: быстрый вывод американских сил из Сомали и Ливана — свидетельство этому. Вывод из книг Нэйра и Вань Сяньсу состоит в том, что ответы на вызовы будущего потребуют изменений в нашем сознании. Наше будущее будет зловещим, если мы не станем смотреть вперед.

РАЗДЕЛ 1

Оружие и угрозы, не связанные с применением высоких технологий

1.1. Взрывчатые и зажигательные устройства, ловушки

Уилл Фаулер.

Мины и ловушки приводятся в действие самой жертвой, ее неосторожным движением. Цель их применения — запугать противника, привить ему ощущение неуверенности и снизить его подвижность.

В международной классификации установлены четыре категории противопехотных мин по вероятности нанесения ими смертельных поражений (летальности). Эта классификация применима и к ловушкам.

Категория А

Небольшие мины.

Типичные поражения: травмирующие, обычно — ниже колена; вероятна ампутация ступней.

Категория В

Большие мины, например — российская ПМН.

Типичные поражения: бедра, гениталии и ягодицы; вероятна ампутация ног.

Рис. 1.1. Мина ПФМ-1, советского производства

Категория С

Мины-бабочки, например ПФМ-1 (рис. 1.1), рассеиваемые авиационными кассетами или артиллерийскими боеприпасами.

Типичные поражения: обычно такие мины взрываются после того, как их возьмут в руки, они наносят повреждения лицу, груди, рукам и глазам[1].

Категория D

Осколочные мины, такие как М16 и М18 «Клеймор» (рис. 1.2), российские ОЗМ, МОН (рис. 1.3) и ПОМЗ. Обычно подрываются по проводам.

Рис. 1.2. Американская мина М18А1 «Клеймор»

Типичные поражения: сплошные летальные — в пределах 25 м, вероятностные — на удалениях до 200 м. Часто встречаются проникающие ранения живота, груди или головы.

Минирование и постановка