4 страница из 5
Тема
выход из сложившейся ситуации. Аффект стал «аварийным выходом» и нацелен на сохранность психики. В критической ситуации сохранность эмоционального состояния очень важна, ведь от неё зависит наше поведение (агрессия, бегство, замирание) об этом мы поговорим более подробно в следующей главе.

В аффективном состоянии у человека блокируется воля, сужается сознание. В следствии этого изменяется мышление, человек практически не может управлять своим поведением, теряется спонтанность. Беспорядочность действий или их скованность, заторможенная речь, также является результатом измененного состояния сознания, вызванного аффектом [18].

В более легкой выраженности аффект принимает форму импульсивности, состояния раздражительности, свершения необдуманных действий под воздействием внешних обстоятельств. Такими обстоятельствами может являться острая необходимость в сиюминутном удовлетворении своих потребностей.

Аффект, помимо защитной функции, имеет регулятивную функцию. Данное состояние образует специфический опыт, называемый «аффективным комплексом». Переживания в процессе ситуативного проявления сильно окрашенных эмоциональных реакций благодаря аффективному накоплению формируют индивидуальный опыт, который предупреждает индивида о том, что данная ситуация может повториться [12]. Если в жизни человека, вне зависимости от его возраста, когда-то уже был похожий опыт в детстве, то «организм ему всегда напомнит», что это уже происходило, твои переживания в этот момент были определённо не совсем приятными, ты не справился с внешним давлением. Чем больше таких напоминаний, тем сильнее эмоциональное напряжение и внутреннее психологическое давление. Подобные психогенные состояния (Мясищев), большей частью связанны со значимыми для человека аспектами, такими как: удача, успешность, реноме, благосостояние, принятие, принадлежность к какой-либо группе, признании, крах, катастрофа, потеря значимого лица [13].

Алексей Николаевич Леонтьев писал «Повторяясь, аффектогенная ситуация увеличивает соответствующий аффект, однако в соответствующих ситуациях аффективные следы могут «изживаться» – спонтанно (катарсис) или в результате воздействия терапевтических процедур [14]. Значит, мы можем научиться управлять процессом снижения своих деструктивных (разрушающих) эмоциональных реакций, которые, на первый взгляд, нам не подконтрольны.

Как говорилось выше, проявление эмоциональных состояний зависит от темперамента человека. Джефри Янг приводит примеры проявления эмоционального темперамента у детей и его отдельные моменты, которые трудно поддаются коррекции: тревожность, отвлекаемость, раздражительность, общительность, лабильность, спокойствие и т. д. [26]. Также следует упомянуть, что эмоциональные проявления как страх, гнев, тоска являются аффективными. Их проявление является одной из форм отражения окружающей действительности человека (Мясищев). Это нам говорит о том, что полное устранение деструктивных реакций трудно, но снизить выраженность можно, тем самым помочь человеку стать более адаптивным в социуме.

Далее я опишу как влияет детский дисфункциональный опыт на людей во взрослом возрасте на примере эмоциональной депривированности. Эта тема очень распространена, эмоционально депривированные люди встречаются везде, во всех странах и на всех континентах.

Когда люди сталкиваются с проблемой эмоциональной депривации, они изначально не могут поверить в то, что одиночество и подавленность взрослого человека может быть продуктом взаимоотношений родитель-ребенок.

Эмоциональная депривированность – это нарушение здоровых отношений между родителем и ребёнком. Проявляется в нарушение базовых потребностей ребёнка. С самого рождения обделённые вовлеченностью родителя как эмоционально, так и физически, дети становятся заложниками отсутствия понимания своих эмоциональных потребностей. Такие нарушения могут приводить к психосоматическому проявлению, вплоть до нарушения роста ребёнка, к проблемам социальной адаптации, торможению развития личностных навыков, психическим заболеваниям.

Главная черта депривированного ребёнка – они не проявляют никакого внимания или привязанности к значимому взрослому. Если при нормальных взаимоотношениях ребёнок получает заботу, внимание, защиту от взрослого (от мамы), то в ситуации опасности, он будет «прятаться за юбку матери» и искать защиту. При нарушенных взаимоотношениях, дети так вести себя не будут. Они не считают значимого взрослого объектом защиты. Взрослый воспринимается как источник стресса. Естественным поведением, при таких взаимоотношениях, будет избегание или отстранение. У них нет опоры и защиты и всю свою боль они переносят через отстранение, агрессию или зависимость, что ярко проявляется во взрослом возрасте.

Также стоит упомянуть, что проявление эмоциональной депривированности может быть сходным с аутизмом. В отличие от аутизма, отсутствует избегание телесного контакта. Депривированные дети могут чрезмерно проявлять сою потребность в удовлетворении физического контакта со значимым лицом.

В схема-терапии выделяют три основные формы депривации [26]:

• Депривация заботы: отсутствие внимания, любви, привязанности, теплоты, или дружеских отношений;

• Депривация эмпатии: отсутствие понимания, выслушивания, откровенности или возможности разделить чувства с другими;

• Депривация защиты: отсутствие поддержки и руководства со стороны окружающих.

Ещё один феномен, очень распространённый в наше время, связанный с эмоциональной депривированностью: подмена эмоциональной включённости взрослых в виде вседозволенности, чрезмерной денежной стимуляции. Родители, которые не могут сами проявить любовь и заботу, поступают по принципу «Я всё делаю только ради него, у него всё есть». Вот такое смещение на материальную сторону также является причиной взрослого одиночества или созависимых отношений.

При фрустрации и стрессе, человек с «золотым детством», вместо сниженных эмоциональных проявлений, чаще всего испытывает гнев от невозможности удовлетворения своих потребностей. В детстве было всё, а теперь приходится удовлетворять свою тревожность через свою «особенность» или «принуждения других заботиться о себе».

Маленький человечек взрослеет и вместе с ним растёт его чувство одиночества. Характерные поведенческие проявления во взрослом возрасте:

• это отсутствие партнёра,

• избегание постоянных отношений,

• выбор эмоционально скупых (холодных) партнёров, эгоистичных требующих большого внимания.

Это осознавать очень грустно и по своим признакам, такого рода обделённость, очень схожа с депрессивным состоянием. Очень часто, поход к психиатру с проблемой подавленного настроения, ангедонией, «ничего не могу делать», «не могу понять, мне всегда чего-то нахватает», «как-то пусто» или «я не могу контролировать свой гнев» заканчивается длительным подбором медикаментозной терапии. Только через некоторое время, пациент обращается к психологу, и без «копания в детстве», тут не обойтись.

Что же нужно для того чтобы исправить ситуацию? Для этого нужно научить человека самостоятельно удовлетворять свои эмоциональные потребности. Изначально определить исходную причину возникновения дефицита детских эмоциональных потребностей, затем при помощи психотерапии научиться восполнять этот дефицит самостоятельно.

Для того чтобы понять всю важность удовлетворения ранних детских эмоциональных потребностей давайте рассмотрим, как формируются данные потребности.

К базовым эмоциональным потребностям относят: потребность в безопасности; в стабильности; заботе и безусловном принятии; потребность в автономности; компетентности и чувстве идентичности, потребность в свободе выражения своих потребностей, в свободе выражения своих эмоций; потребность в спонтанности и игре, потребность в мире с реалистичными ограничениями [18].

Удовлетворение ранних детских эмоциональных потребностей является залогом формирования здоровой и продуктивной взрослой личности. Если базовые эмоциональные потребности не удовлетворены, то о психологическом здоровье речь не пойдёт. Согласно теории схема-терапии, нарушение здоровых связей ребёнка со значимым взрослым, отвержение взрослым ребёнка, приводит к серьёзным проблемам психики. Самая главная особенность таких людей во взрослом возрасте – неумение формировать здоровую привязанность со значимыми для них людьми. К сожалению, они имеют стойкое убеждение, что их потребности в любви, стабильности и т. п. никогда не будут удовлетворены [26].

Я предлагаю вам рассмотреть два клиентских случая пациентов со схемами: Эмоциональной депривации

Добавить цитату