14 страница из 90
Тема
склонивший голову в трауре по погибшим, – выражение скорби и олицетворение бессмысленности всех войн на земле. Открытие мемориала состоялось 5 августа 1995 года и было приурочено к 65-летию воздушно-десантных войск.

Существует мнение, что памятник «Чёрный тюльпан» – один из лучших в России. Автором идеи является генерал-полковник Юрий Греков. Хотя он и отрицает это: «Якать не люблю. Идея «афганская», коллективная: увековечить память павших друзей, однополчан. Получилось? Вот и хорошо. Теперь «Чёрный тюльпан» обрастает именами погибших в Чечне…»

Именно по этой причине 5 сентября 2003 года открылась вторая очередь «тюльпана». Как вспоминает Олег Алексеев, председатель Союза ветеранов чеченской войны «Долг», деньги на строительство и реконструкцию собирали всем миром. В результате на 12 пилонах, напоминающих по форме надгробья, были начертаны имена 413 воинов, погибших в Чечне. Кроме того, в композицию памятника были включены некоторые другие элементы, например, «чёрная дорога» из кованого чугуна. Вокруг было посажено 24 ели – символы памяти и вечной жизни.

В итоге получился мемориал Памяти, знак вечной любви и вечной печали, дань безмерного уважения самоотверженному ратному труду. Не случайно у гранитного пьедестала монумента всегда лежат свежие цветы.


Алексей Старостин

ХРАМ НА КОЛЁСАХ

В апреле 2001 года на Свердловской железной дороге появился чудо-вагон. Тяжёлые грузы не возит, простых граждан не берёт. На колёсах стоит настоящий храм. На зелёном боку надпись «Русь святая, храни веру Православную». 


Миссионерский храм-вагон во имя святого благоверного князя Даниила Московского обустраивали долго. Обычное купе пришлось переделать под богослужебную часть. Для совершения церковных таинств снесли все перегородки. Сейчас внутри вагона всё как в настоящем храме – иконы, свечи и прочая церковная утварь. Отец Никита Суровейкин стал первым настоятелем на железнодорожных путях. Он и подумать не мог, что когда-нибудь станет проводить службы в вагоне. Но судьба распорядилась именно так. Отец Никита за годы службы узнал, что такое экстренное торможение и почему во время движения надо убирать подсвечники. Настоятель уверен, что такое непростое дело в его жизни, как храм на колёсах, – неслучайное. Дед в войну ребёнком долго путешествовал в ремонтном поезде.


Основная миссия вагона – путешествия. Туда, где нет церквей, храмов и местных священников. Храм совершает два вида поездок: самостоятельные по Свердловской области и с поездом милосердия по всей России. Обычно в храме передвигаются 5 – 6 человек. Путь не близкий – 16 тысяч километров, 70 станций. Жить в вагоне приходится по 3 – 4 месяца.

Передвижной храм встречают по-разному: где как чудо, где как развлечение. За всё время поездок «железнодорожники» крестили полторы тысячи человек. Особенно любят необычный вагон дети. Целый день сидят внутри, с интересом наблюдая за церковными таинствами, слушают уроки о религиозной безопасности. Иногда становится по-настоящему тесно. Миниатюрный храм вмещает не более 40 человек, а желающих помолиться или исповедаться гораздо больше.

Свечи во время движения зажигать нельзя, да и молиться на скорости, говорят священники, тоже не полагается. Поэтому все церковные обряды совершаются во время остановок. Крестить, например, приходится не с полным погружением, как полагается, а в тазике. Но всё это не важно, когда храм ежегодно посещают две тысячи прихожан.

В 2006 году с февраля по май храм-вагон путешествовал с мощами Николая Чудотворца. Благодаря православным «передвижникам» к святыням прикоснулись уральцы, живущие на севере Свердловской области. За день или два, сколько стоит вагон в каждой деревне, непросто рассказать людям о церкви. Но там, где церквей нет, храм на железнодорожной станции для многих единственная возможность помолиться по правилам.

Жители деревень могут также бесплатно взять православную литературу, крестики, иконы и другую церковную утварь. Люди понимают, что этот храм ничем не отличается от обычного, и приходят снова и снова. На станции Ватулка вагон был уже около десяти раз – приехать просили местные верующие. Но в деревне так много православных христиан, что одному вагону уже не справиться. Решено было организовать местный стационарный приход. Под храм отдали старый дом. А значит, миссию свою храм-вагон выполнил и трогается дальше. На карте России ещё много белых пятен.


Дарья Федотова

ПЕРВЫЙ МЖК

Идея создания первого на Урале (а быть может, и во всей стране) молодёжно-жилищного комплекса (МЖК) появилась на пересечении потребности молодых аспирантов, выпускников УПИ, в жилье и их желания, желания энергичных и неравнодушных людей что-то делать, ведь общество в те годы находилось в кризисе.


Году в 1978-м, прочитав статью о молодёжном строительстве в подмосковном Калининграде, выпускники физико-технического факультета УПИ, среди которых были Евгений Королёв, Владимир Манов, Галина Карелова и другие, задались вопросом: а чем они, люди, прошедшие горнило стройотрядов, хуже?

Чтобы идея не была принята в штыки, под проект подвели идеологию и с этим предложением обратились к Борису Ельцину, тогда ещё молодому и активному секретарю Свердловского обкома КПСС. Ельцин инициативу поддержал, с его помощью активисты вышли на ЦК ВЛКСМ. Вскоре на всесоюзном уровне было принято постановление, которое в порядке эксперимента позволяло формировать специальные молодёжные строительные отряды. Участники отрядов освобождались от основной работы, им давали отпуск без содержания, и они занимались непосредственно строительством.

Первый отряд, состоявший из 30 человек, вышел на объект в марте 1980 года. Так в СССР началось движение МЖК.

Эксперимент первых отрядов признали удачным. Люди из других регионов потянулись в Свердловск перенимать опыт. Пионеры движения провели в городе два фестиваля для активистов со всей страны.

Следует отметить также то, что участники строительного отряда получали квартиры не только в одном доме, но часто – в одном подъезде. Они, люди активной жизненной позиции, к тому же объединённые местом проживания, и в быту продолжили традиции, наработанные на стройках. Возникли мини-социумы, товарищества – пусть и не новое для советского общества, но достойное внимания явление.

МЖК стало маркой качества – как в деле, так и в жизни.


Пётр Володин, Владимир Попов

НЕПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО


Никогда ещё на Урале не было настолько мощного и важного не только в региональном, но и во всероссийском значении издательства, каким все последние годы является екатеринбургская «Издательская группа «У-Фактория».

Возникнув в 1992 году, «У-Фактория» по праву входит в первую двадцатку крупнейших издательств страны. «У-Фактория» сегодня – это не только давно полюбившиеся и многократно переизданные книги, но и яркие новинки, которые занимают достойное место на полках читателей. «У-Фактория» сегодня – это гуманитарная, классическая и современная художественная литература, детективы и фантастика, психологическая и учебно-справочная литература.

Вот далеко не полный перечень писателей, которые долгие годы плодотворно сотрудничают с «У-Факторией»: родоначальница иронического детектива Иоанна Хмелевская, властительница звёзд и судеб Тамара Глоба, королева киберпанка английская писательница Пэт Кэдиган, искромётный Игорь Губерман, лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, Булат Окуджава (правами на издание текстов владеет Фонд

Добавить цитату