16 страница из 90
Тема
место в истории градостроительного искусства, став первым промышленным городом, он был построен на 27 лет раньше «идеального города» – солеварни в Шо Клода-Николя Леду во Франции. Его ранние предшественники, такие как Невьянский или Каменский заводы, долгое время оставались заводскими посёлками и обрели городские черты гораздо позже. С самого начала наш город имел типичные признаки индустриального города феодального периода, его регулярная (геометрически правильной формы) планировочная основа восходила к итальянским крепостям эпохи Возрождения, следовала лучшим достижениям фортификационного искусства Германии, Нидерландов и классическим принципам французского градостроительства XVII века. Традиции эти широко развивались в России, особенно в Санкт-Петербурге в Петровскую эпоху.

Большое значение для градостроительного своеобразия и выразительности Екатеринбурга имела ландшафтная первооснова – прихотливый рисунок поймы реки Исеть и заводского пруда, сравнительно ровный рельеф местности с холмами (горками), использованными зодчими для постановки особенно выразительных зданий. В архитектуре это проявилось в расположении главных композиционных осей центральной части, пересекающихся под прямым углом: главной – вдоль плотины пруда (Главный проспект) и природной – вдоль русла Исети. В месте их пересечения располагался железоделательный завод (ныне Исторический сквер), а вдоль них развивалась система площадей. Эти композиционные оси определили прямоугольную сеть городских кварталов, а также направление дорог на север (в Нижний Тагил и Верхотурье), восток (в Сибирь), юг (в Челябинск) и запад (в Москву и Санкт-Петербург).

Своеобразие планировки проявилось также в очертании крепостных стен (земляных валов с бастионами по углам и въездами), задавших расположение многих центральных улиц, а также посадских слобод с более вольной планировкой. Крепостной вал после Пугачёвского бунта в общих чертах определил границы и очертания города, закреплённые первым высочайше утверждённым генеральным планом Екатеринбурга (23 марта 1845 года).

Другим определяющим фактором развития планировки города явилось его большое административное, политическое и промышленое значение в 1920 – 1930 годы как центра Уральской области – базы сталинской индустриализации. Тогда вокруг центральной части города формируются соцгородки с гигантами индустрии: Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, Вторчермет.

Городская черта захватывает ранее автономные посёлки Верх-Исетского и Уктусского заводов. Между этими промышленными районами сохраняются природные разрывы, используемые в качестве рекреационных зон. Город приобретает черты крупной промышленной агломерации.


Николай Корепанов

ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ


Два государственных деятеля XVIII века, чьи имена соседствуют друг с другом, когда речь заходит об основании Екатеринбурга: Василий Никитич Татищев и Георг Вильгельм де Геннин (в России его называли Вилим Иванович Геннин). Совершенно разные по происхождению и по характеру, недолюбливавшие друг друга, но для потомков ставшие одинаково значимыми историческими личностями.

Первым на Урал в 1720 году прибыл капитан артиллерии Татищев, возглавивший им же и созданную горную канцелярию (Сибирское высшее горное начальство, как вскоре стало называться это учреждение) – родоначальницу уральской горнопромышленной администрации.

1 марта 1721 года Татищев заложил на реке Исеть новый завод, давший основание будущему городу-крепости Екатеринбургу. Строительство завода шло трудно, время от времени приостанавливалось.

Весной 1722-го Василий Никитич был освобождён от руководства горными делами из-за жалобы на него Н. Демидова и вернулся на Урал лишь в конце того же года вместе с генералом Генниным, которому было поручено расследовать ссору и временно руководить заводами. Татищев выполнял наиболее ответственные поручения Геннина в качестве одного из членов Сибирского обер-бергамта (с 1723-го – название главной горной канцелярии).

24 ноября 1723 года теперь уже усилиями Геннина строительство завода на Исети было завершено. В письме императрице Екатерине I Геннин пишет о том, что назвал новый город в честь неё Катеринбурхом.

Сюда перевели Сибирский обер-бергамт, и Екатеринбург сразу стал центром горного управления Урала.

По-разному сложилась дальнейшая судьба двух основателей города. В. И. Геннин остался главным начальником уральских горных заводов, передав бразды правления всё тому же Татищеву лишь в 1734 году. Уехав с Урала, Генин стал членом Военной коллегии, возглавлял Артиллерийскую канцелярию, управлял Сестрорецкими и Тульскими заводами.

В. Н. Татищев до возвращения на Урал служил при дворе, знакомился с организацией горного дела в Швеции, работал на Московском монетном дворе. С октября 1734-го вновь возглавил горное управление на Урале. В 1739 – 1741 годах руководил Калмыцкой комиссией, с 1741 по 1746 год исполнял обязанности губернатора в Астрахани. Не стало обоих в 1750 году.


Никита Семёнов

СТАТУС ГОРНОГО ГОРОДА

Верх-Исетский завод (с гравюры XIX в.)


Горный город – особое явление в государственном устройстве России, введённый Горным положением в 1806 году особый статус для селений «при заводах и рудниках казённых», учреждённых «на основании городов», где «пребывание своё имеют горные начальники или их помощники». Для Екатеринбурга этот статус был установлен по представлению Пермского и Вятского генерал-губернатора К. Ф. Модераха постановлением Пермского губернского правления от 28 марта 1807 года и окончательно введён решением Екатеринбургской городской думы от 8 апреля 1807 года о переходе «здешнего города на управление пребывающего здешних заводов начальника».

Статус горного города предусматривал санкционирование горным начальником екатеринбургских заводов избирательных собраний; утверждение им должностных лиц, набранных на общественные службы, наиболее существенных статей доходов и расходов городского бюджета; создание в городе особой, подчинённой Горному начальству, полиции; рассмотрение ходатайств города о «его нуждах»; осуществление общественного контроля и надзора за жизнью населения. При этом Екатеринбург сохранял статус уездного города Пермской губернии и зависел от губернской администрации в части ревизии дел городской думы, магистрата и других присутственных мест, доходов и расходов городского бюджета, а также разрешения недоразумений, возникавших при выборах в общественные службы города.

С восстановлением должности Главного начальника горных заводов Уральского хребта (1826) и переводом Горного правления из Перми в Екатеринбург (1831) зависимость Екатеринбурга от власти горного ведомства резко усилилась. С вступлением в 1837 году в должность главного начальника горных заводов Уральского хребта В. А. Глинки неуклонно проводился курс на полное подчинение органов городского управления Екатеринбурга власти горного ведомства. Решением Государственного совета от 6 июня 1848 года Главному начальнику горных заводов было предоставлено исключительное право утверждать лиц, избранных в Екатеринбурге на городские службы. В сентябре 1851 года по представлению В. А. Глинки Государственным советом было утверждено мнение о подчинении Екатеринбурга исключительной власти главного начальника горных заводов Уральского хребта; 19 ноября 1851 года это решение было утверждено императорским указом.

Режим горного города оказал противоречивое воздействие на развитие Екатеринбурга в первой половине XIX века. Подчинение власти горному ведомству усиливало роль Екатеринбурга как административного и культурного центра горнозаводского Урала, способствовало развитию здесь новых промышленных заведений, обслуживающих потребности горных заводов, благоустройству города, сосредоточению здесь значительных культурных сил, прежде всего в лице чиновников горного ведомства. Вместе с тем жёсткий, полувоенный контроль горного начальства над жизнью города сдерживал рост его населения, диверсификацию и эволюцию капиталистической городской экономики, развитие начал городского самоуправления. Под давлением буржуазии, торгово-ремесленных элементов городского

Добавить цитату