Константин Зубков
КИРПИЧ, СЛОЖЕННЫЙ НА ВЕКА
Здание канцелярии Главного правления заводов – ныне здесь по адресу проспект Ленина, 26 располагается Уральская государственная консерватория – первое в Екатеринбурге кирпичное строение, построенное в 1739 – 1743 годах по проекту архитектора Иоганна фон Баннера на месте снесённого одноэтажного деревянного дома. Проект главного центра горнозаводской администрации Урала был утверждён Василием Татищевым. Двухэтажный особняк с высокой крышей на голландский манер в таком виде простоял почти век, гордо возвышаясь над деревянными городскими постройками. Затем к зданию приложил руку архитектор М. Малахов и в 1834 – 1835 годах оно стало более красивым: достроен третий этаж, по краям появились два белоколонных портика в классическом стиле, кованые ажурные решётки.
С 1837 по 1856 год горную администрацию возглавлял генерал В. Глинка, любивший повторять, что он царь и бог Уральского хребта. С этим зданием связаны имена и других главных начальников уральских заводов: учёного-металлурга А. Иоссы, изобретателя П. Боклевского.
Здание помнит многих знаменитых людей, побывавших здесь, – руководителей экспедиций В. Беринга и С. Челюскина, писателя-публициста А. Радищева, создателя первого отечественного паровоза Ефима Черепанова, выдающегося геолога А. Карпинского, учёного Д. Менделеева.
В 60-х годах XX века у здания вырос большой пристрой с внутренним двориком со стороны улицы 8-е Марта, где в настоящее время находится центральный вход в консерваторию.
Ольга Симонова
ДОСТОЯНИЕ ВЕКОВ
История первой екатеринбургской библиотеки началась в 1737 году. Перед отъездом по служебной надобности в Самару Василий Никитич Татищев подарил часть своего личного книжного фонда (собранного как в России, так и во время поездок за границу – в Берлин, Стокгольм, Гданьск) Екатеринбургской горнозаводской школе. 236 редких изданий XVI – XVIII веков (причём книг на немецком языке оказалось большинство – 180), тогда ёе поделенных учителем (а по совместительству библиотекарем) Лаврентием Сехтингом на четыре раздела: 1) по теологии и юриспруденции; 2) по истории и географии; 3) по математике; 4) книги различные.
Часть книг со временем была передана в Санкт-Петербург в Горный институт, часть – утрачена. Но наиболее крупное собрание книг из библиотеки Татищева по-прежнему находится в Екатеринбурге.
В январе 2006 года к собственному 135-летию Свердловский областной краеведческий музей выпустил уникальное издание «Каталог книг Василия Никитича Татищева и Екатеринбургской казённой библиотеки в собрании Свердловского областного краеведческого музея». Работа по созданию каталога продолжалась около сорока лет, поскольку возникали различные сложности. Книги на немецком языке надо было перевести, найти подтверждение тому, что они именно из библиотеки В. Н. Татищева. Также в каталоге есть книги на латинском, русском, польском, французском, голландском языках.
Никита Семёнов
МОНЕТА-ПЛАТА
Монета-плата чеканилась в Екатеринбурге в 1725 - 1727 годах. Для её производства был создан Платный двор в составе Екатеринбургского чугуноплавильного, железоделательного и медеплавильного завода. Располагался он на левом берегу реки Исеть в одной линии с медеплавильными фабриками. Примером послужила Швеция, где тогда были распространены плоские квадратные медные деньги – платы (от шведск. Platte – плита, пластина). Серебра не хватало для производства монеты, а меди – этих денег бедных – на Урале выплавлялось уже в достатке.
Императорским указом от 18 июня 1725 года, присланном из Правительствующего сената, и по приговорам Берг-коллегии было «велено на Сибирских Ея Императорского Величества казённых заводах из готовой и которая впредь плавлена будет медь, делать из красной чистой меди платы и клеймить в середине цену, а на каждом углу герб». Указывалось чеканить рублёвые, полтинные, полуполтинные и гривенные платы, причём их номинал должен был равняться стоимости меди, из которой они изготовлены, из расчёта цены в 10 рублей за пуд.
Первые екатеринбургские деньги начали изготовлять 1 декабря 1725 года. Они представляли собой четырёхугольные плиты четырёх видов: рублёвые, весом 4 фунта, полтинные, полуполтинные и гривенные. В малом количестве изготовлялись также квадратные пятикопеечники и копейки. На первой рублёвой монете, которая ныне хранится в собрании Государственного Эрмитажа, появилась и мемориальная надпись: «Первая плата из меди Верхотурских Лялинских заводов, которые строены при воеводе господине Беклемишеве».
Однако квадратные медные деньги были тяжелы (монета в 1 рубль весила 1/10 пуда, или 4 фунта, – 1 кг 638 г), чрезвычайно неудобны, неохотно принимались населением, зато легко, с большой прибылью, перечеканивались фальшивомонетчиками в круглые монеты, и уже в феврале 1727 года их изготовление было прекращено.
Это был первый опыт чеканки крупных медных монет, но он оказался неудачным. Правда, позже, в 1770 году, Россия в лице Екатерины Второй попыталась вернуться к чеканке крупной монеты из меди весом около 1 кг. Был отчеканен Сестрорецкий рубль, сохранившийся в одном экземпляре. Эта попытка также закончилась неудачей.
Владимир Запарий
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ МУШКЕТЁРЫ
Екатеринбургский мушкетёрский (37-й Екатеринбургский полк) – первое воинское подразделение, носившее название города.
29 ноября 1796 года, едва заступив на престол, Павел I повелел сформировать ряд мушкетёрских полков, в том числе и Екатеринбургский, позднее получивший название 37-го пехотного.
Полк разворачивался на основе 5-го и 6-го Сибирских полевых батальонов, которые прибыли в город в мае 1737 года. Наблюдал за процессом рождения нового воинского подразделения генерал-лейтенант Яков Васильевич Боувер – первый полковой шеф.
С 31 октября 1796 по март 1798 года все полки были переименованы на прусский манер – по шефам. Им предписывалось следить за порядком и обучением. Шефы менялись очень часто, менялись и названия полков. Полк состоял из двух батальонов, в каждом 5 мушкетёрских рот и 1 гренадерская.
Екатеринбуржцев расквартировали весьма своеобразно: 1-й батальон разместился в городе, давшем имя полку, в казармах и домах горожан. Роты же 2-го батальона определились на постой в деревне Шарташской и Берёзовском заводе. Гренадеров разместили в Перми.
С января 1798 года в армии вводилось новое обмундирование. Примеряли новые мундиры и мушкетёры. Офицеры и солдаты надевали зелёные суконные кафтаны с красным подбоем и медными пуговицами. Воротники, обшлага и погоны екатеринбуржцев были красно-бурого цвета. Штаны и камзолы белые, штиблеты чёрного сукна с медными пуговицами, башмаки узкие, с тупыми носками.
В годы Павловской военной реформы, дабы избавиться от вредного влияния постоя, начали строить казармы, увеличили жалованье, упорядочили пенсионы, запретили вольные работы. Полкам вводились коллективные награды. Поднималось значение знамён. Если раньше их числили как амуничную принадлежность и выдавали на 5 лет, то теперь знамёна полагались каждой роте пехотного полка, а эскадронам – штандарты.
Первое боевое крещение полк принял в самом начале Отечественной войны 1812 года под командованием своего шефа, участника суворовских походов генерал-майора И. С. Гурьялова.
Русские войска, сведённые в три армии, растянутые вдоль границы, по численности значительно уступали наполеоновской армии. Понятно в связи с этим стремление Наполеона разбить армии в приграничных