Уральский монетный двор должен был стать базой для оснащения сибирского. Действительно, уже в первый год существования нового монетного двора туда было направлено с Урала всё необходимое оборудование, а также знающие специалисты – 29 человек.
К концу века появились двухэтажные каменные фабрики для основных и вспомогательных цехов, деревянные постройки остались лишь в виде исключения. Вся полезная площадь предприятия равнялась 1062 квадратным саженям.
В 1803 году мастера Екатеринбургского монетного двора отправились в Грузию, на работу в Тифлисский монетный двор. Уральцы в течение долгих семнадцати лет помогали налаживать и совершенствовать производство. Многие из них закончили жизнь на Кавказе. А оставшиеся в живых в 1820-е годы были возвращены на Урал.
Энергетическое хозяйство Екатеринбургского монетного двора составляли 35 водяных колёс, причём 17 из них обслуживали плющильную фабрику. Предприятие было оснащено технически совершенным по тому времени оборудованием, с 60-х годов XVIII века все основные машины и механизмы действовали с помощью гидравлической энергии. Техника монетного дела постоянно совершенствовалась, внедрялись более производительные станки и станы. В усовершенствовании технического оборудования активное участие принимали мастера и рабочие.
К этому времени в России появились бумажные деньги – ассигнации, которые также базировались на медной монете. Сообщению о выпуске ассигнаций был посвящён манифест 1768 года. В одном из его пунктов было зафиксировано: ассигнации обращаются во всей империи наравне с «ходячей монетой» «во всех губерниях обменивать медною монетою». Уральские медные деньги отправлялись во все уголки страны. Дефицит в бюджете решили покрыть за счёт медной монеты. Екатеринбургский монетный двор вошёл в ХIХ век с перспективами и большими проблемами.
В 1838 году при монетном дворе было создано специальное «машинное заведение» – казённая механическая фабрика. Здесь изготовлялось практически всё новое оборудование для основных и вспомогательных цехов. Реконструкцию и строительство нового монетного двора – большую работу в «машинном заведении» – провёл служивший на Урале по контракту английский механик П. Э. Тет.
17 августа 1850 года был открыт новый реконструированный монетный двор. Он был во всех отношениях замечательным: высокая техническая оснащённость, просторнейшие помещения, нарядный внешний вид. Уже к концу 50-х годов удалось довести чеканку монеты в Екатеринбурге до 2 млн. рублей в год. Но экономическое развитие страны требовало перевода денежного обращения на золотой монометаллизм. Роль медной монеты в ней должна была резко упасть. Монетный двор в Екатеринбурге оказывался не нужен.
В 1876 году предприятие было окончательно остановлено. 6 мая комиссия подписала специальные акты о закрытии двора и уничтожении всех инструментов, которые могли быть использованы для чеканки монеты.
На Екатеринбургском монетном дворе было изготовлено в это время более 80% российской медной монеты, и уральские горнозаводчики были правы, когда хвалились, что вся Россия почти два века бренчала в своих карманах уральскими медными пятаками. Было выпущено более 500 образцов медных монет, изготовлено несколько коллекций.
Владимир Запарий
УСАДЬБА-ДВОРЕЦ
Усадьба Расторгуева-Харитонова – один из наиболее значительных памятников архитектуры Екатеринбурга XVIII – XIX веков. Это самый крупный и самый ранний по времени строительства усадебный ансамбль в городе.
Комплекс усадьбы несёт явные черты классицизма: портики, колоннады, фронтоны, ордерная система (коринфский ордер), ворота с арками, уральские ажурные чугунные решётки. Выразительный рельеф участка продиктовал асимметричную композицию ансамбля: барский дом занял угловое положение, соответственно ему компоновались остальные сооружения и большой парк, который стал неотъемлемой частью усадьбы.
Автор первоначального проекта усадьбы Расторгуева не установлен. Возможно, это столичный архитектор, возможно – «узник тобольской тюрьмы, государственный преступник и даровитый зодчий». Но, учитывая, что усадьба строилась около 30 лет, можно предположить, что здесь поработал не один архитектор. Известно лишь то, что на заключительной стадии в строительстве принимал участие известный уральский зодчий М. П. Малахов.
К дому примыкает обширный парк в английском стиле, заложенный ещё в 1826 году. С возникновением живописного сада вся усадьба получила своё градостроительное и архитектурное завершение. Это был первый общественный сад в Екатеринбурге. Как утверждают краеведы, некоторым липам и лиственницам в нижней части парка более 200 лет – это самые старые деревья в нашем городе, их привозили для посадки уже взрослыми.
В парке устроено искусственное озеро с насыпным островком и круглой беседкой-ротондой на нём, кругом – аллеи, извилистые тропинки, насыпные горки. Этот парк всегда открыт для посетителей.
Ансамбль усадьбы Расторгуева-Харитонова, органично вписанный в окружающий природный ландшафт, на протяжении первой половины XIX века служил эталоном для строительства жилых особняков и казённых зданий.
Об усадьбе ходят многочисленные легенды. Одна из них касается подземных ходов, один из которых был обнаружен после обвала в 1924 году. Говорят, что старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда. По другой легенде, эти ходы – остатки тайных штолен, где Расторгуев добывал золото.
Интересен тот факт, что в начале XX века помещения усадьбы планировал арендовать Горный институт. Рассматривалось предложение и о покупке всего здания для нужд будущего вуза. В 1937 году после капитального ремонта усадьба была передана детям для размещения в ней Дворца пионеров. В 2000 – 2001 годах, когда в Екатеринбурге выбирали место для резиденции Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, одним из вариантов размещения её стал Дворец пионеров, что вызвало возмущение общественности, и полпред предпочёл обосноваться в другом здании.
Сегодня, как и многие годы, усадьба Расторгуева-Харитонова принадлежит детям и называется Домом детского творчества.
Татьяна Тарасенко
ЛЮБИТЕЛИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) – одно из крупнейших и авторитетных научно-краеведческих обществ России. До 1920-х годов было единственным центром краеведческого движения на Урале.
Открытое в Екатеринбурге 29 декабря 1870 года, оно явилось значительным явлением культурной жизни провинциальной России того времени. Инициатором его создания, главным организатором и фактическим руководителем стал О. Е. Клер. Учредителями УОЛЕ были Н. К. Чупин, А. А. Миславский, Н. А. Иосса, П. В. Рудановский, Л. П. Сабанеев и другие – преимущественно представители интеллигенции.
Общество ставило целью изучение и исследование Урала в естественноисторическом отношении, распространение естественноисторических знаний в этом крае. Одновременно с открытием УОЛЕ были основаны его библиотека и музей (открылся 27 декабря 1888 года). Общество издавало научный журнал «Записки УОЛЕ»: с 1873 по 1927 год вышли 40 томов в 106