3 страница из 90
Тема
строителям Уралмаша представилась редкая для мировой практики возможность: на голом месте, практически с нуля, в течение едва ли не одного десятилетия, одновременно с промышленным гигантом возвести при нём новый город по единому плану. Это-то и делает микрорайон Уралмаша удивительным памятником градостроительства.

В то время в советской архитектуре господствовала утопическая по своей сути концепция «социалистического города». Её суть заключалась в создании возле крупных промышленных предприятий компактных соцгородков с населением 40-100 тысяч человек, состоящих из типовых жилищных элементов – жилкомбинатов, рассчитанных на две – четыре тысячи человек.

Жилкомбинат по замыслу авторов представлял собой огромный дом-коммуну, разросшийся до масштабов квартала, где жилые и общественные здания были объединены переходами. В нём всё было подчинено идее обобществленного быта и коллективной форме проживания трудящихся. К примеру, в отдельных квартирах не предусматривалось наличие столовой и даже кухни, поскольку трудящиеся, дабы облегчить себе быт, должны были пользоваться общественной столовой, равно как и общественной прачечной, общественной читальней, общей детской и игровой комнатами и пр.


Сам же соцгородок рассматривался как совершенно новый, социалистический тип поселения, поскольку обеспечивал, как казалось авторам идеи, равные по удобству, уровню культуры и бытового обслуживания условия для всех проживающих.

Торжественное открытие Уралмаша состоялось 15 июля 1933 года. Соцгородок к этому времени насчитывал 18 кварталов, имел клуб, баню, кинотеатр, бытовые учреждения.


Сергей Мошкин

ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ


Счастлив город, имеющий раритеты, которые без ложной скромности можно назвать национальным достоянием. В Екатеринбурге это – орган, отличающийся от своих собратьев и размерами, и исключительными звуковыми достоинствами.

Орган в зале Свердловской филармонии установлен фирмой «W. Sauer» (Германия) в 1973 году. Три мануала, педальная клавиатура, 52 регистра. Общий вес – 22 тонны. Длина самой большой трубы – 6 метров, диаметр самой маленькой – 2 миллиметра.

Это самый крупный орган в Уральском регионе (тюменский, пермский, челябинский, омский, сургутский, уфимский уступают нашему). Органный зал филармонии является самым большим и вместительным органным залом региона.

В первом концерте, состоявшемся в Концертном зале филармонии и возвестившем о рождении нового органа, 31 октября 1973 года, приняли участие органисты Хуго Лепнурм, органистка Московской консерватории Наталия Малина и гость из ГДР, профессор Высшей музыкальной школы им. Ф. Листа в Веймаре Иоганн-Эрнест Келлер.

Первым штатным органистом Свердловской филармонии стал Владимир Александрович Арсеев, а всего за 30 лет их было четверо: Владимир Арсеев, Гарри Коняев, Михаил Дегтярёв и с 2002 года нынешний органист филармонии Тарас Багинец.

За годы существования органа слушатели познакомились со многими выдающимися органистами России, Украины, Германии, Франции, США, Дании, Великобритании, Швейцарии и многих других стран.

Все эти годы хранителем органа и органным мастером является Аркадий Калужников. Бесконечно влюблённый в наш орган, он постоянно следит за чистотой строя и технической исправностью инструмента.

В середине 90-х в силу различных обстоятельств екатеринбургский орган нуждался в реставрации. В мае 1997 года Свердловская филармония обратилась за помощью к широкой общественности Екатеринбурга. Была проведена акция «Спасём орган!», целью которой было привлечь внимание публики к судьбе «короля инструментов» и собрать средства на его «лечение». В комитет по спасению органа вошли видные люди области, бизнесмены. Возглавил комитет Борис Исаакович Чарный. Значительную помощь оказали пожертвования предприятий, фирм, простых граждан. Собранные средства позволили немецкой фирме «W. Sauer» провести ремонт. Концерт 8 августа 1998 года на восстановленном органе возвестил о начале новой жизни инструмента.

Благодаря своим неповторимым звуковым качествам орган Свердловской филармонии участвует в самых разных программах: сольных, ансамблях с певцами и инструменталистами, симфоническим и камерным оркестрами.

Орган «Sauer» принадлежит к универсальному типу органов, которые приспособлены к исполнению максимально широкого спектра органной музыки: от самых ранних образцов музыки Средневековья и Возрождения до современных пьес. Замечательный ансамбль принципиальных, флейтовых и язычковых труб, чуткая механика клавиатур позволяют с успехом исполнять музыку эпохи барокко.

Сейчас инструмент в превосходном состоянии, но он требует неустанного внимания и заботы. Поэтому органный комитет продолжает исключительную по значению культурную акцию по сохранению органа, стремясь всем миром сделать звучание нашего органа ещё более величественным.


Ольга Симонова

ПЛОЩАДИ ЕКАТЕРИНБУРГА

Октябрьская и Театральная площади


Согласно «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожёгова городская площадь – это «незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы». И хотя площадей в Екатеринбурге относительно немного (меньше десятка), поговорить всё же есть о чём.

Судя по всему, долгое время самой большой площадью города являлась центральная площадь, носящая нынче имя «Революции 1905 года». Потом, когда в советское время начали развивать соцгородок завода Уралмаш, на первое место по величине вышла созданная здесь площадь Первой пятилетки – и в этом была своя, «социалистическая» логика: микрорайон одного из крупнейших в стране заводов может позволить себе такую роскошь.

Но какое-то время спустя на набережной Городского пруда (напротив спортивного комплекса «Динамо») затеяли организацию и благоустройство впечатляющего по меркам Екатеринбурга «большого и ровного места» – Октябрьской площади. Примечательного, кроме прочего, тем, что одну из его сторон «формирует» самое высокое в городе здание – Дом правительства. Со временем с западной стороны площади выстроили ещё один нерядовой объект – драматический театр.

Сейчас эта площадь-набережная действительно красивейшее место. С оригинальным фонтаном, с цветниками и клумбами, с видом на водную гладь пруда и на живописный берег напротив.

Площадь 1905-го года


Правда, время от времени раздаются голоса о нарушении «организации городской среды» данного объекта: о его излишне «удлинённых пропорциях» и «неверном расположении наполняющих пространство элементов».

На это трудно что-либо возразить, ведь Октябрьская площадь действительно не идеальна в смысле формы и содержания. Чего только стоят «карманы», огибающие Дом правительства и тоже, по всей видимости, являющиеся частями площади. Однако главное здесь всё же другое – не увязнуть в долгом строительстве и не испортить то, что уже украшает город, является его гордостью и одной из лучших достопримечательностей.


Евгений Спирин

НАРОДНАЯ ТОПОНИМИКА

У каждого города есть своя внешняя, парадная сторона (главные проспекты и улицы, памятники и музеи, спортивные и культурные сооружения, торгово-развлекательные центры), и внутренняя, до чужих глаз и ушей доходящая очень редко. «Народная топонимика» как раз из таких вот «тайных» сторон, придающих каждому городу особенность, неповторимость, характер.

Пожалуй, самыми яркими топонимическими явлениями Екатеринбурга следует считать Плотинку, БУШ (гостиница «Большой Урал»), Московскую горку, Белинку (областная библиотека имени В. Г. Белинского) и назначение встречи «под варежкой» – рядом с памятником Уральскому добровольческому танковому корпусу на площади у железнодорожного вокзала.

Однако не так уж редко екатеринбуржцы употребляют и многие другие «местечковые понятия», скажем, Белая башня (водонапорная башня на Уралмаше), Пятачок (сквер у магазина «Пассаж», где художники и народные умельцы продавали свои творения), Агафуровские дачи (городская психиатрическая лечебница), Белый дом или Зуб мудрости (здание областного правительства), Бурелом (бывший кинотеатр «Буревестник»),

Добавить цитату