По местам стоять!

Читать «По местам стоять!»

0

Юрий Корчевский

По местам стоять!

© Юрий Корчевский, 2021

© ООО «Издательство АСТ», 2021

Глава 1

Город русских моряков

Служить на Черноморском флоте приятнее, чем на Северном или Тихоокеанском. Климат отличный, море тёплое, таких штормов, как в Баренцевом море, не бывает. Однако – масштаб не тот. На Северах и Дальнем Востоке плавания дальние, океанские. А Чёрное море заперто со всех сторон. С севера – уже не дружественная Украина, с востока – Грузия, с юга – член НАТО Турция, с запада – Болгария и Румыния. Болгары за освобождение от турецкого ига обязаны русским братушкам, обильно полившим своей кровью земли болгарские. Ан нет, что в Первую, что во Вторую мировые войны Болгария была союзником Германии, воевала против России. Да и в современности – сначала согласилась газопровод через свою территорию вести, а когда нитка трубопровода уже половину Чёрного моря прошла, отказалась, деньги в песок ушли. Наши денежки, российские. Так же и со строительством атомной электростанции в Беляне вышло.

Так что Чёрное море – считай внутреннее, выход из него один – через пролив Босфор, что Турции принадлежит. Так ведь она его в любой момент перекрыть может, как давно уже было – железными цепями перегораживала. Ненадёжны турки, туристов наших любят, их деньги. А при случае нож в спину вонзят, в качестве примера – сбитый истребитель, убитый посол. Не море – лужа.

Моряком, тем более подводником, Андрей стать не мечтал, можно сказать – случайно вышло. Учился в школе хорошо, мечтал высшее образование получить, да семья скромно жила. И откуда у деревенских деньги, если колхозы уничтожены, как пережиток социализма, а другой работы нет? Однако здоровье отличное было – воздух чистый, еда без разносолов, но здоровая, полезная – молоко, яйца, мясо, овощи – всё своё, с огорода.

Военкомат и предложил в военное училище поступать. Посоветовавшись с родителями – согласился. Учёба за казённый счёт, как и проживание в казарме, харчи. А начал учиться – и понравилось. Он, парень сухопутный, реки большой не видевший, влюбился в море и корабли. Санкт-Петербург – город со славными морскими традициями. И училища морские есть, и верфи, на которых корабли строят. После окончания училища снова повезло. После Сердюкова Шойгу министром обороны стал, армия и флот развиваться стали. Получил Андрей назначение на строящуюся лодку проекта 636.3 «Варшавянка», прозванную в НАТО «Чёрной дырой» за её малошумность. Дизельная лодка, каких в Америке уже не строят, но такие тоже нужны. По сравнению с подлодками военных лет – «шуками» да «декабристами» – гигантский шаг вперёд.

При водоизмещении четыре тысячи тонн скорость подводного хода двадцать узлов, глубина погружения триста метров, шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм и крылатые ракеты «Калибр», автономность плавания 45 суток.

После заводских, ходовых испытаний и приёмки экипаж – все вновь набранные, перегнали лодку на Чёрное море, к месту службы. Всего лодок этого проекта на Черноморский флот поступило шесть с базированием в Новороссийске. До этого момента Андрей на Чёрном море не был. Удивлён был, на пляжах яблоку упасть негде, народу полно. Шашлыки, фрукты, вино, вечером музыка несётся из многочисленных кафе и ресторанов. Отдыхает народ на полную катушку. Офицерам и контрактникам служебные квартиры дали. Из всего экипажа в пятьдесят два человека опыта плавания нет только у двоих – Андрея и инженера – механика Фёдорова, окончившего училище вместе с Андреем, только по другой специальности. Андрей учился на штурмана, здраво рассудив, что знания эти могут пригодиться и на гражданке. А вот попробуй ракетчику устроиться после окончания службы. Дудки! У подводников требования к здоровью жёсткие, пошатнулось если – на берег спишут, в штабе штаны протирать. Ну какой ты тогда моряк? А кроме того, из штурманов можно командиром корабля стать, потому что судоводитель. А из артиллериста или механика командира не получится.

За полгода службы освоились – с городом, с акваторией. У каждого моря или океана свои особенности. Разная глубина, солёность, разная длина волны, да таких особенностей полно, известных только моряку. Максимальные глубины здесь 2210 метров, в среднем 1240 метров. Но вода неоднородная, как редко где встречается. От зеркала воды на 100–200 метров вода слабосолёная и живность в ней водится – хамса, бычки, барабуля, тюлька, морской кот, сельдь и ставрида. А ниже двухсот метров вода мёртвая, насыщена сероводородом. Ни рыбы там нет, ни водорослей и цветом вода тёмная. Казалось бы – что подводнику, да и любому судоводителю, это разделение воды? Между тем особенность важная. При работе эхолота сигналы могут отражаться от более плотного слоя воды, давать искажения на гидролокаторе. И все нюансы надо знать и учитывать. Только освоились – первые боевые стрельбы. Да не торпедами, а «Калибрами» по настоящему противнику – по базам ИГИЛ в Сирии. Прошли через Босфор, заняли позицию в Средиземном море. Штурманы определились, благо с системой ГЛОНАСС это быстрее и точнее, чем по секстану, как в годы Великой Отечественной. Конечно, было бы интересно посмотреть со стороны, но по инструкции не положено во избежание несчастных случаев. Лодка стреляла с надводного положения. Одна за другой, с рёвом и шумом уходили ракеты. Выпустили шесть штук и сразу срочное погружение. При стрельбе в надводном положении, будь это реальная война с сильным противником, лодку уже засекли бы со спутников. Ударить по ней вряд ли успели бы, но лодка обнаружила бы себя. Потом в этот район направили вертолёты с поисковым оборудованием, и оторваться было бы непросто. Стрельбы крылатыми ракетами ни исламисты, ни натовские военные не ожидали. Для всех шок! Стрельба быстрая, точная, эффективная. Раньше те же американцы полагали, что ракет, равных «Томагавкам», у русских нет. А они вот – на всех экранах мира в полной красе. Вернулись на базу, а экипаж встречают, как в годы войны было – с жареным поросёнком. Традиционный приз! После возвращения первым делом подлодку в порядок привели – топливо приняли на борт, воду, продукты. А ещё ракеты в шахты. Лодка в любой момент к выходу в море должна быть готова. А потом уже отдых дали.

А куда молодому да неженатому податься? Тем более денежное довольствие после похода получили. Переодевшись в цивильное, небольшой группой в кафе. Выпили в меру, поели. Хоть и хорошо готовят коки на камбузе в лодке, а всё равно приедается. А в кафе шашлык, салат из свежих овощей, рыбные деликатесы. В море плавают, а порыбачить невозможно. Поговорили, разошлись поздно. Впереди два дня выходных, кто не на вахте. Андрею, как штурману, отдых. Штурман нужен, когда лодка идёт или встаёт на позицию для стрельбы. А