Читать «Следствием установлено»

0
пока нет оценок

Михаил Яковлевич Черненок


Следствием установлено



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Название этой книги - «Следствием установлено» - говорит о ее принадлежности к жанру, который принято называть детективным И в самом деле - в каждой из двух повестей, вошедших в сборник, есть преступления, есть преступники, розыск которых ведет Антон Бирюков, чей образ объединяет оба произведения.

Показывая, как молодой сотрудник уголовного розыска распутывает сложные дела, как его настойчивость и целеустремленность приводят к изобличению преступников, автор не считает создание увлекательного сюжета самоцелью (хотя, бесспорно, сюжету, изобилующему неожиданными ситуациями, острыми коллизиями, обе повести в немалой степени обязаны интересом, который они вызывают у читателей). Для писателя главное - не в том, чтобы вызвать удивление хитросплетениями интриги, головоломными совпадениями, а в том, чтобы достоверно нарисовать действительность, разобраться в психологии персонажей, проследить, мотивы их поступков, исследовать социально чуждые взгляды и показать, как в конечном счете они приводят их носителей к преступлению.

Для автора, Михаила Черненка, эта книга - первая. Если быть точным, первая книга художественного плана-потому что достаточно широко известны технические книги, написанные М. Черненком-штурманом: «Пособие судоводителю-любителю» (Москва, издательство «Речной транспорт», 1959, 2-е издание -1960), «Пособие водителю моторной лодки и катера» (Москва, издательство «Транспорт», 1962, последующие издания- 1964, 1967, 1971, 1975 гг.).

Широта авторских интересов М. Черненка объясняется его биографией. Он родился в 1931 году в поселке Высокая Грива Тогучинского района Новосибирской области. Получив среднее образование в г. Тогучине, М. Черненок в 1952 году окончил штурманское отделение Новосибирского речного техникума. Работал в судоходной инспекции Томского участка Обского бассейна на должности инженера-инспектора, с 1961 года назначен старшим диспетчером пассажирского флота Томского райуправления Западно-Сибирского речного пароходства. Именно в эти годы М. Черненок и написал книги для любителей водного спорта.

С 1969 года М. Черненок - литературный сотрудник тогучинской районной газеты «Ленинское знамя», с 1975 года работает в редакции журнала «Сибирские огни». В течение ряда лет он неоднократно избирался народным заседателем; в настоящее время также является народным заседателем Тогучинского районного суда.

Но, разумеется, в своей литературной работе М. Черненок использует не «готовые» судебные дела, подсмотренные в жизни, а знание деталей, почерпнутое систематическим наблюдением в зале суда, в совещательной комнате. Из этих деталей он и «конструирует» сюжет произведения, исходя из поставленной перед собой идейно-художественной задачи.

Впервые произведения М. Черненка, включенные в эту книгу, были опубликованы в тогучинской районной газете «Ленинское знамя», а затем в 1-2 и 7-8 номерах журнала «Сибирские огни» за 1974 год.

Для отдельного издания автор существенно дополнил обе свои повести.


ТАЙНА СТАРОГО КОЛОДЦА


1. Задание подполковника

«…Когда я сделал им замечание о необходимости вести себя в общественном месте приличнее, они предложили выйти из клуба и выяснить отношения. Я не струсил перед молокососами. Их увязалось за мной пятеро. В связи с неравностью сил мирным путем выяснить отношения не удалось, пришлось троим распечатать носы, и только после этого хулиганы угомонились. Своей вины в рукоприкладстве не вижу, потому как весь вечер молокососы искали приключений, ну и, как поется в одной песне, «кто ищет, тот всегда найдет». То, что был я немного выпивши, не отрицаю. Как бывший моряк, выпил по случаю Дня Военно-Морского Флота. В чем и расписываюсь. И. И. ГАВРИЛОВ».

Задумчиво посмотрев на крючковатую роспись, Антон отложил объяснительную и взял заявление потерпевших. В левом углу, наискосок, была резолюция старшего инспектора уголовного розыска капитана Кайрова: «Бирюкову! Сделать Гаврилову серьезное внушение. До каких пор он будет пьянствовать и дебоширить? Обязательно оштрафовать».

Антон вздохнул… Вот чем приходилось заниматься… После института он попросил направление в район, где родился и вырос, надеясь, что здесь ему - специалисту с высшим образованием - будут поручать сложные дела. По простоте душевной он при первом же разговоре сказал об этом своему непосредственному начальнику капитану Кайрову.

- Сразу в Наполеоны метишь? - усмехнулся тот.

- На каждого Наполеона всегда найдется Кутузов, - отпарировал Антон. - В Наполеоны мне ни к чему, хочу быть самим собой.

Смуглое с тонкими черными усиками лицо Кайрова нахмурилось, он смахнул с рукава форменной тужурки пушинку и сказал неопределенно:

- Поживем - увидим…

До начала рабочего дня оставался целый час. В районном отделе милиции было прохладно и тихо. Молчал телефон. Посмотрев на свернутый в клубок телефонный шнур, Антон снял трубку и неторопливо стал его раскручивать. Когда шнур выровнялся, опустил трубку на аппарат и не успел убрать руку, как телефон задребезжал. От неожиданности Антон даже вздрогнул.

- Бирюков? - услышал он в трубке голос начальника райотдела подполковника Гладышева. - У тебя срочные дела есть?

- Кроме трех распечатанных… извините, разбитых носов, ничего нет.

- Хулиганство?

- Так точно. Опять Гаврилов Иннокентий Иванович драку устроил. Вы его должны знать. Здоровый такой, рыжий. Экспедитором в райпо работает.

- Кто его не знает… Где Кайров?

- Должен вот-вот появиться.

Подполковник помолчал. Антон представил, как насупились его густые брови, и тут же услышал вопрос:

- Ты село Ярское знаешь?

- Так точно.

- Бывал там?

- В детстве. Я же родился и вырос в Березовке, что у Потеряева озера. А Ярское напротив, за озером.

- Правильно. Сейчас мне звонил председатель колхоза из Ярского, Маркел Маркелович Чернышев. Вчера они у себя в хозяйстве стали чистить старый, заброшенный колодец и вместе с илом достали человеческие кости.

- Как они туда попали? - удивился Антон.

- Поручаю на этот вопрос ответить самому. Чернышев скоро будет здесь, в райцентре. Заедет за тобой. Позвони в больницу, предупреди Бориса Медникова. Он у нас медицинским экспертом по таким делам выступает. Надо бы из прокуратуры представителя взять, но там сейчас ни души: кто в отпуске, кто в командировке.

Подполковник замолчал. Несколько раз почти у самой телефонной трубки, похоже, чиркал спичкой - должно быть, прикуривая.

- Нераскрытых преступлений, связанных с жертвами, у нас не числится, - снова заговорил он. - Однако этот случай придется расследовать. Может быть, кому-то ловко удалось спрятать концы, а возможно, случайность… Оступился, допустим, человек и угодил в заброшенный колодец. Возможно, вообще какую-то древность отрыли, у нас в практике был такой случай.

- Колодец давно заброшен? - спросил Антон.

- Лет пять или семь. Чернышев тебе кое-что расскажет, а тем смотри по ходу дела. Понадобится, оставайся на завтрашний день в Ярском. Только обязательно мне позвони, - подполковник опять вроде бы чиркнул спичкой. - А дело о разбитых носах Кайров пусть поручит Голубеву. Вопросы есть?

- Никак нет.

- Желаю успеха.

Антон тут же стал звонить в больницу. Договорившись с Медниковым, отодвинул телефон и откинулся на спинку стула. Представив, как вспыхнет Кайров, когда узнает о задании подполковника, поймал себя на мысли, что боится, как бы Кайров сам не взялся вести дело. «Если так, пойду к подполковнику. Надо же когда-то за настоящее браться. Целый месяц разной мелочовкой занимаюсь, просвета не видно», -

Тема