3 страница
Тема
функционирование одной части организма нередко вызывает боль в других частях, и понимаем, что, чтобы вылечить болезнь полностью, нужно лечить все тело.

Продолжая эту метафору, можно сказать, что корпорации или организации также устроены сложно. Малые организации могут казаться менее сложными по сравнению с человеческим телом, крупные же организации и государства оказываются гораздо сложнее. Однако если мы сосредоточимся на малых процессах, то увидим сходство с анатомическими исследованиями пациентов. В этом случае речь идет скорее о масштабе или степени, а не об изначальной сложности процессов как таковых. Практически так же, как в человеческом теле, у организации есть скелет определенного типа, центральная и периферическая нервные системы и органы, которые выполняют специфические функции и которые ответственны за трансформацию ресурсов. Скелет и конфигурация организации зависят от типа и модели бизнес-процессов, которые выполняет организация, а также от формы и природы ресурсов, которые используются для производства финального продукта, что и делает ее отличной от других. Мозг организации может быть физически представлен как карта, которую мы видим в виде совета директоров и управленческой структуры, ответственных за координацию всех внутренних процессов и развитие внешних отношений. Наравне с этим в их обязанности входит развитие организации, наполнение ее ресурсами и поддержание организационной целостности. В свою очередь, функциональные подразделения являются не просто самостоятельными и независимыми единицами, а ценными и жизненно важными составляющими беспрерывного процесса трансформации ресурсов. Также этот процесс внутреннего взаимодействия должен быть отлажен таким образом, чтобы обеспечивать наилучшую реализацию потенциала организации и гарантировать ее успешное развитие.

Кроме того, мы можем подразумевать, что организации обладают невидимой «душой», или «духом», которая служит моральным компасом и является основанием при разработке и выборе стратегии и развитии межличностного общения, сочетаемого с внешними кодами поведения и ведения бизнеса и поведения организации в отношении всех заинтересованных лиц.

Смысл вышесказанного заключается в том, что все организации, во всех уголках мира, имеют схожие формы, структуру, операционные принципы и принципы получения прибыли. Мы можем утверждать, что формальные или легальные формы организаций достаточно схожи, и все они имеют близкие характеристики, а также цель существования или предназначение, однако мы зачастую обходим вниманием их «рождение» или генезис организаций. Люди часто спрашивают, насколько американская компания может отличаться от китайской компании по своей форме и насколько это может влиять на ее выживание и взаимодействие на рынке, то есть будут ли они отличаться в действительности или на них действует так называемая «зависимость от выбранного пути».

Организационные особенности

Большинство публикаций, написанных об организациях, утверждают, что совершенно не важно, где расположена организация – в Лондоне, Нью-Йорке, Дубае, Пекине или Франкфурте. Все эти организации будут иметь одинаковые цели и, соответственно, проблемы, даже если они находятся в разных полушариях. Вызовы современного бизнеса в виде жесткой конкуренции за ресурсы, за контроль над ресурсным потоком, и ожесточенная борьба за выгодное положение на рынке только добавляют давление на управленцев. Наиболее ярким и преобладающим представлением о «рынке» может быть сравнение с волчьей стаей, в которой позиция является преимуществом, пространство является всем, и нет места, пищи или поддержки для слабых или больных членов стаи. В результате организации стараются применять стратегии, которые могут помочь им обеспечить наиболее выгодную позицию в организационном пространстве с точки зрения обеспечения ресурсами (пища) и максимальную экономию внутренней энергии и ресурсов (эффективность). При этом необходимо учитывать, что ресурсы переходят из рук в руки, пересекают границы и даже меняют свою форму. Используя вербальные и невербальные формы коммуникаций, организации взаимодействуют друг с другом в непрекращающемся обмене ресурсами и информацией, круглосуточно, изо дня в день, из поколения в поколение, а самые долгоживущие из них – из века в век.

Мы знаем из биологии, что активное взаимодействие наиболее развито и легче всего осуществляется между членами одной семьи или представителями одной формы жизни, так как они говорят на одном языке, и общаются при помощи стандартных и хорошо понятных им сигналов. С этой точки зрения мы не можем ожидать, что магазин розничной торговли будет обмениваться значительным объемом информации со сталелитейным предприятием в ходе экономической деятельности. Это, вероятно, подтверждает то, что разные формы организаций имеют свои особенности. Однако такие контакты могут быть очень ценными, поскольку они позволяют по-новому взглянуть на процессы. Удивительным примером является взаимодействие между Британской командой Формулы-1 и Национальной Службой Переливания Крови. Обе организации нацелены на безопасное и быстрое достижение результата, поэтому им есть чем поделиться. Обе компании нуждаются в срочных и аккуратных доставках, и результатом совместных дискуссий и обучений стали ценные уроки, извлеченные каждой командой и в дальнейшем воплощенные в жизнь. Такой взаимообмен, если его использовать вдумчиво, позволяет совершить прыжок в организационной эволюции, а не развиваться медленно, как мы зачастую наблюдаем.

В человеческом теле все процессы проходят органично и непрерывно, и нам не приходится инструктировать поджелудочную железу, как переварить плитку шоколада, а печень, как справиться с котлетой. Все происходит естественно. И в организациях, казалось бы, все должно происходить так же, как в человеческом теле, и различные отделы должны функционально поддерживать друг друга абсолютно органично и одновременно. К сожалению, хоть отделы любой компании и трудятся интенсивно, но не всегда слаженно. Как следствие, это ведет к потере эффективности и производительности, поскольку ресурсы, энергия и усилия расходуются неэффективно или вовсе впустую. Полученный результат не приносит пользы и не радует ни акционеров, ни работников.

Организации не существуют в вакууме или в умиротворяющей, радужной обстановке. Они существуют в очень шумной и тесной среде обитания, которую мы называем рынок. Вы когда-нибудь пытались прислушаться к рынку? Найдите несколько минут, расслабьтесь, послушайте и поразмышляйте. Скорее всего, вы услышите странные, булькающие звуки миллионов поступающих различных сообщений, большинство из которых трудно не только расшифровать, но и просто выделить. Управленцы должны фильтровать эти сообщения, хотят они этого или нет. Прежде всего, им приходится обращать внимание на сообщения, имеющие значение для деятельности их организации и отсекать те звуки, которые являются фальшивыми, малопонятными, вводящими в заблуждение или попросту нелогичными. Зачастую нас спасает интуиция, благодаря которой мы склонны доверять информации, которая поступает из надежных источников, и отсекать все подозрительное. Аналогичным образом, в организации роль организационных органов чувств и системы анализа событий была определена американским ученым Карлом Вейком как влияющая на внешние и внутренние организационные связи, отвечающие за получение и обработку поступающей информации. При этом организационное выживание в столь шумной среде зависит от способности развить здоровую внутреннюю структуру и крепкие, здоровые и эффективные внешние связи, позволяющие передавать информацию в тело организации для последующей обработки, что происходит через эти внешние органы