3 страница из 147
Тема
С течением времени неизбежно потребуются отдельные поправки, так как исторические исследования [12] постоянно идут вперед. Все же автор надеется, что тот новый свет, который пролит им на некоторые исторические события, в какой-то мере прочно войдет в науку.

Мировая история так часто писалась кровью и так насыщена безрадостными событиями, что это дает нам основание приветствовать каждую новую светлую страницу в описании духовного и культурного развития человечества. Именно поэтому, как кажется автору, исследователи будут приветствовать самый факт подбора оригинальных источников, который потребовал особенно больших усилий.

За I томом, посвященным открытиям древнего времени до Птолемея, последует больший по объему II том, где предметом исследования будут средние века до открытия Америки. Рукопись этого тома в основном уже готова. Когда она будет опубликована, сказать еще трудно.

Если I том получит одобрение, то, вероятно, можно будет рассчитывать, что выход II тома последует через 1-2 года. Работа над ним продолжается.


Дюссельдорф, 24 октября 1935 г.

Д-р Рихард Хенниг

Предисловие автора к второму изданию

Четырехтомный труд автора «Неведомые земли» (опубликован в 1936—1939 гг.), I том которого уже давно разошелся и предлагается здесь в пересмотренном и улучшенном варианте, получил в общем вполне благосклонную оценку научных кругов.

Переработка и выпуск в свет нового издания I тома значительно задержались из-за тяжелой войны, которая все еще тяготеет над Европой. В настоящее время нельзя точно определить, когда будут выпущены после переработки следующие три тома, которые также распроданы. Подготовительная работа над ними продвинулась уже довольно далеко.

Превосходное оформление первого издания книги нельзя было сохранить из-за ограничений, связанных с войной. Особенно это сказалось на иллюстрациях, которые пришлось оформить более скромно. Автор вынужден был отказаться от своего намерения дополнить книгу новыми интересными иллюстрациями. По сравнению с первым изданием, при том же расположении материала, некоторые главы значительно расширены и переработаны. Это относится особенно к гл. 7, 13, 19, 20, 44.

Порядок и нумерация глав сохранены, за исключением перестановки трех глав (49-51), которая была вызвана хронологическим уточнением гл. 51 в ее новой редакции. Так же следовало бы поступить и с гл. 19-22, поскольку гл. 19 в связи с новыми хронологическими изысканиями нумизматов можно было бы датировать точнее. Впрочем, в этом случае все же пришлось отказаться от перестановки, чтобы не разрывать гл. 21-25, во многих отношениях связанные между собой.

Автор выражает глубокую благодарность за проявленный интерес и ценную помощь своим бесчисленным любезным помощникам, которые либо в ответ на его запросы, либо по собственному побуждению давали ему ценные указания. Выявившиеся в результате этого точки зрения и обширная специальная литература, появившаяся после 1936 г., вызвали необходимость в многочисленных новых критических исследованиях, что привело к увеличению объема I тома на 70 страниц.

Работая над вторым изданием, автор постарался учесть обоснованные фактами возражения и дополнения, но это не вызвало [14] коренного изменения его точки зрения по основным вопросам по сравнению с первым изданием.

Тем не менее автор не сомневается в том, что с течением времени документы, содержащиеся в книге, будут толковаться в свете новых данных.

К такого рода исследованиям можно с полным основанием отнести мысль Ганса Людендорфа, высказанную в 1936 г. по поводу его замечательных изысканий по астрономии племени майя:

«При проникновении в дотоле неизвестную область науки, как правило, нельзя обойтись без заблуждений».

Впрочем, всем, кто засвидетельствовал автору свой интерес любезными письмами или, как он надеется, сделает это в будущем, он отвечает словами Пешеля, одного из первых исследователей истории географии, который 26 сентября 1866 г. писал Трошке:

«Если каждый специалист, подобно Вам, обратит мое внимание на еще не исследованные области, то, возможно, второе издание будет уже гораздо ближе к цели… хотя я сознаю, что мои преемники найдут многое такое, что потребует исправления».[1]


Дрезден. 8 августа 1944 г.

Д-р Рихард Хенниг

Введение

О путешествиях в неведомые земли на заре истории мы узнаем, естественно, лишь тогда и только там, где важные события сохранились для последующих поколений в изображениях или письменах, будь то в виде высеченных на камне надписей и других свидетельств или записей, сделанных поэтами и учеными, владевшими искусством письма. Впрочем, само собой разумеется, что как добровольные, так и вынужденные путешествия совершались уже задолго до этого времени, возможно на заре человеческой истории.

Даже на самых низших ступенях культуры существовала известная, весьма ограниченная потребность в обмене, а следовательно, и в торговле, преимущественно для получения необходимых минералов: камня, хорошо поддающегося обработке и пригодного для изготовления орудий труда и оружия (особенно кремния, ограниченная «торговля» которым велась еще за 12 тыс. лет до н.э.). Торговали также солью, раковинами и всевозможными украшениями. Около 4 тыс. раковин моллюска Columhella rustica, встречающегося только в Средиземном море, было обнаружено в качестве украшений погребенных женщин в захоронениях среднекаменного века, относящихся к 7000—3000 гг. до н.э., в Офнетских пещерах вблизи города Нёрдлингена.[1]

Раковины каури[2] из Индийского океана были найдены в захоронениях, отнесенных ко времени после 1000 г. до н.э., на южном побережье Балтийского моря и т.д.

Позднее потребность в металлах, преимущественно в меди, бронзе, олове, железе, золоте и серебре, вызвала торговый обмен, порой поражающий дальностью охватываемого им расстояния. Орудия труда, оружие, украшения, гончарные изделия, сосуды, различные предметы обихода оживляли эти связи. Даже самые отсталые племена не могли устоять против соблазна иметь эти удивительные и оказавшиеся такими полезными товары. Тем [16] самым они инстинктивно, по мере своих возможностей, способствовали развитию торговли.

Но торговля предполагает наличие хотя бы временного мирного контакта с соседними странами и, следовательно, вынуждает к изучению чужих земель и людей.

Чудесная молодая наука археология, о которой до конца XIX в. история культуры, признававшая лишь литературные источники, ничего не знала, поразительно расширила наши знания о прошлом. Она позволила нам заглянуть в эпохи, считавшиеся навсегда погруженными во мрак забвения, эпохи, о которых ничего не рассказывает ни одна народная легенда.

Теперь мы знаем, что люди замечательной галльштатской культуры,[3] обитавшие в 1000—500 гг. до н.э. в современном Зальцкаммергуте, пользовались благодаря богатым месторождениям соли значительным благосостоянием, которое в течение столетий не нарушалось войнами. Это позволяло им путем обмена получать как янтарь с севера, так и слоновую кость с юга. Эти материалы сочетались в прекрасных украшениях или рукоятках мечей.

В настоящее время уже установлен ряд интересных фактов. Так, у жителей свайных построек той же эпохи творения трудолюбивых этрусских мастеров встречались с великолепными бронзовыми изделиями скандинавского происхождения. Вскоре после 2000 г. до н.э. янтарь с южных берегов Балтийского моря и камень из Финляндии проникли в область распространения фатьяновской культуры (вблизи станции Уткино, на нынешней линии железной дороги Вологда —