3 страница из 71
Тема
картинки, потом уже стал пытаться читать. Легче всего мне давались выписки из исторических хроник, которые делал еще мой дед, а отец частично перевел на язык пришлых. С магическими книгами было сложнее. Я их читал, читал, и только с какого-то раза мне становилось кое-что понятно. Совсем чуть-чуть.

Вот и сейчас, запутавшись в правиле Штейнера, я отложил книгу. Глянул на Лео и вздохнул. Мы ведь с ним договорились, что я с ним могу разговаривать только когда других людей рядом нет. Когда они есть, я могу общаться лишь как с обычным домашним котом: «Пошли погуляем или не хочешь ли колбаски?» А он будет мяукать, как обычный кот, которому хочется не колбаски, а рыбки. Завтра, как приду из школы и сделаю все, что мне поручат по дому, тогда с ним и поговорю.

Потому я и попросил маму рассказать про что-нибудь, что было еще до меня. Например, как они познакомились с папой. Я ее уже про это спрашивал, и не один раз, но мне хочется еще про это услышать. Мама начала:

— Мы тогда жили в замке у барона Итена. Отец мой был в замке библиотекарем и чем-то вроде советника по вопросам протокола.

— А что такое протокол?

Я вообще-то про это знаю, но не спросить я почему-то не мог.

— Среди аристократов есть много правил, которым они обязаны следовать, иначе они потеряют к себе уважение. Поэтому они должны знать, как положено обращаться друг к другу, какой род древнее, прилично ли будет посвататься к дочке того же барона Итена, если ты всего год как возведен в рыцари. Как вызывать на поединок, как нужно встречать гостей в зависимости от положения их. Равны ли они тебе или выше или даже ниже.

На все вот это существует много правил, как писанных, так и неписанных. Но сложные случаи в кодексах о правилах не отражены. Поэтому многим баронам нужен человек, который такой сложный случай истолкует и пояснит, что так было принято раньше и также нужно поступить и сейчас. И сошлется на нужный прецедент. Алё, ты знаешь, что такое прецедент?

— Нет, мама.

— Это случай, который потом становится правилом поведения, как следует поступать или наоборот, так не делать. Вот, например, есть такое правило, что гости барона за столом равны, поэтому, когда на стол подадут запеченного кабана, то либо гости сами отрезают себе от него кусок, либо мажордом отрезает кусочки и подает каждому пирующему. Но если мясо разрежут на кухне и принесут гостю уже полную тарелку — это оскорбление для гостя.

А как быть, если угощение состоит из небольших птиц, вроде дроздов или ореховок?

Их нужно либо запечь в пироге, который мажордом разрежет и положит каждому гостю, либо положить грудой на блюдо, чтоб те же гости сами брали себе птиц с него. Твой отец мне рассказывал, как один из соседей барона Итена этого не знал и угостил Итена и свиту птицами, которых уже принесли на тарелках с кухни. Из-за этого был поединок, в котором хозяин лишился не то носа, не то уха. Вот для предотвращения таких казусов и нужен знающий человек, который и подскажет нужное.

У барона Итена был раньше на службе маг Индульф, служивший еще его отцу, но он был уже совсем старый и как-то в месяце цветов смерть забрала его. Все лето мага у нас в замке не было, поэтому все поняли, что хоть старый Индульф иногда чудил и спрашивал у баронова брата, как у него протекала последняя беременность, но с ним было лучше. Услугами мага не пользовалась только баронесса, которая к магам испытывала антипатию, а всем остальным нужна была помощь если не сегодня, то завтра. Повариха Милли немного понимала в траволечении, но она не могла справиться с всеми, кто требовал помощи. Барон и его брат приблизительно раз в неделю напивались, а потом целый день маялись от головной боли и рвоты, стража в замке была уже из немолодых людей, и в каменных зданиях у них вечно что-то болело. То суставы, то поясница. И среди женщин бывали разные…ну, тебе об этом знать еще рано.

Словом, маг требовался, а его не было. И вот барон с братом поехали на ярмарку в Нижний Город. Баронесса Имри за мужем не последовала, потому братья так отпраздновали свой приезд, что им стало совсем худо. А в той же гостинице жил приехавший маг из пришлых. Они и пригласили его, чтоб им полегче стало. Твой отец потом говорил, что ему тогда так не хотелось идти к барону, потому что он только приехал и сильно устал с дороги. Но он не стал уклоняться и пошел, что стало началом совершенно новой жизни для него. Барон Итен не ожидал, что ему так быстро станет легче, а тут еще его брат ему посоветовал нанять этого мага к себе на службу. Индульф лечил по старинке и так быстро хорошо им не становилось, а теперь и он умер. Итен еще пару дней размышлял, а потом предложил службу твоему отцу.

Он мне потом говорил, что сам удивился тому, что дал согласие и даже почти сразу. Хотя он никогда не бывал в баронских замках, да и по-вилларски говорил не очень хорошо. Но это было к лучшему, что он не задумался над тем, что его ждет другая жизнь. Понимаешь, почему?

— Неа.

— Ну вот представь себе, Алё, что твой отец в том году не поехал на ту ярмарку, не лечил в гостинице барона Итена и не собрался приехать туда в замок? Что бы было? Он бы мог никогда не увидеть меня, не жениться на мне, и не родились бы у него Валё, Ана и ты сам?

Я думаю, что у него были бы дети, но другие и не от меня. Поэтому я благодарна Мирое, что она как-то повлияла на него, чтобы Юрий выбрал именно эту дорогу в своей жизни, а вместе с этой другой жизнью выбрал меня. Потому что, когда я его впервые увидела, то поняла, что он создан именно для меня. И именно для меня приехал в этот замок. И ты знаешь, чем дольше я жила рядом с ним, тем больше я убеждалась, что это именно так.

Мама замолчала, что-то делая с вышивкой, а я тихо гордился, что у меня такой отец. И мне тоже захотелось быть таким, как он. И, может, даже чуть-чуть лучше.

Я уже раскрыл рот, чтоб попросить маму рассказать дальше, но тут в сенях стукнула дверь. Это пришел брат. Ого, уже восемь вечера. Долго же он