Рыцари-госпитальеры в Иерусалиме и на Кипре. Становление и развитие могущественного военно-религиозного ордена

Читать «Рыцари-госпитальеры в Иерусалиме и на Кипре. Становление и развитие могущественного военно-религиозного ордена»

0

Джонатан Райли-Смит

Рыцари-госпитальеры в Иерусалиме и на Кипре. Становление и развитие могущественного военно-религиозного ордена. 1050—1310

Введение

В первые два века существования ордена Святого Иоанна (XII–XIII вв.) из его рядов не вышел ни один деятель, которого можно было бы поставить рядом с другими выдающимися личностями того времени. Среди братьев ордена нет ни своего Бернарда Клервоского, ни Фомы Аквинского, ни аббата монастыря Сен-Дени Сугерия. Несмотря на то что госпитальеры внесли весомый вклад в дело попечения о неимущих и больных паломниках, они довольно быстро забыли о высоких обетах служения, что вызвало осуждение со стороны наиболее известных интеллектуалов того времени. К середине XIII столетия их образ жизни уже не отражал в должной мере первоначальные суровые аскетические идеалы ордена.

Однако он продолжал сохранять свое влияние в жизни церкви. Величие ордена Святого Иоанна выразилось в корпоративном духе его братьев, воплотивших на практике уникальный орденский идеал. Деятельность госпитальеров, которые ассоциировались с крестоносцами, чьи взгляды сформировали облик современной им Европы, отражала как экспансионистские устремления XII в., так и предвосхищала новые понятия XIII в. – снисходительность и терпимость. Будучи одним из первых интернациональных духовно-рыцарских орденов, имевшим земельные владения повсюду в Европе, госпитальеры оказали глубокое влияние на ее экономику и политику. В качестве субъекта церковной власти орден оставался орудием Рима на протяжении столетий существования папской теократии. Представляя собой также одну из богатейших корпораций Латинской Сирии и владея там значительной недвижимостью, орден был одним из наиболее важных общественных институтов на Востоке.

Историку ордена, можно сказать, повезло. В его распоряжении имеется богатый документальный материал. Сохранилось большое количество довольно подробных письменных свидетельств, которые придают жизненность историческим персонажам и позволяют нарисовать точный портрет богатого общественного института, отразив все перемены, произошедшие на протяжении двух столетий его становления и развития. Все эти документы были собраны в монументальном четырехтомном труде Cartulaire general de l’ordre des Hospitaliers de St.-Jean de Jerusalem (1100–1310) («Общий картулярий ордена госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского»), который издал в 1894–1906 гг. французский историк Ж. Делавиль Ле Руль. Кроме этого имеются многочисленные упоминания о госпитальерах в известных произведениях той эпохи, поскольку братья обладали значительным политическим влиянием во многих странах. К тому же судьбы госпитальеров были неразрывно связаны с историей крестовых походов, которые произвели глубокое впечатление на современников.

Возрождение ордена Святого Иоанна, хотя и в совершенно ином облике, и появление новых исследований по истории крестовых походов принесли обильные плоды. Но если дальше продолжить метафору, качество урожая было низкое. Труды, которые способствовали лучшему пониманию того, что представлял собой орден, были связаны прежде всего с изучением вопросов его собственности и его европейской политики и лишь в последнюю очередь с событиями в Латинской Сирии, защита которой стала смыслом его существования. Именно там находилась его резиденция, снабжение которой всеми необходимыми ресурсами шло из европейских орденских поместий. Тем не менее можно выделить две работы, посвященные истории ордена на Востоке, которые имеют большое значение.

В 1904 г. Делавиль Ле Руль опубликовал книгу о деятельности ордена госпитальеров в Святой земле и на Кипре (J. Delaville Le Roulx. Les Hospitaliers en Terre Sainte et a Chypre (1100–1310). Собранные автором документы выдержали проверку временем, и его труд долго оставался основополагающим по истории госпитальеров в Латинской Сирии. Однако область его исследования намеренно сужена. Представляется, что Делавиль де Руль намеревался обсудить сложный вопрос происхождения Госпиталя, установить хронологическую последовательность событий, описать служителей ордена, показать его организацию и деятельность в общих рамках крестовых походов и рассказать историю Латинского Востока. Он прекрасно справился со своей задачей, и все современные исследователи многим обязаны ему. Но в других аспектах книга разочаровывает. Несмотря на ответственный подход к проблемам хронологии и идентификации, отношение Де-лавиля к роли, сыгранной госпитальерами в Латинской Сирии, явно пристрастно. Интересовавшие его проблемы требовали повествовательной формы изложения материала с упором на хронологию событий и последовательное описание правления каждого магистра. Тем самым научный анализ был невозможен, и многие важные проблемы были не только не решены, но и не стали предметом дискуссии.

В 1908 г. немецкий историк Г. Прутц издал еще один труд о духовно-рыцарских орденах (H. Prutz. Die geistlichen Ritterorden), самый информативный в этой области. Он изучал их в качестве влиятельной международной организации. Особенный интерес представляют главы, посвященные их церковным привилегиям, участию в европейской политике, хозяйственной деятельности и социальным ее последствиям. Но он не уделил должного внимания Латинской Сирии и мало что сообщил нового вдобавок к уже известным фактам в этой области.

Эти два важных труда были опубликованы с интервалом всего лишь в четыре года. Историю ордена госпитальеров в Леванте теперь можно было рассматривать на общем фоне церковных и собственно исторических событий. Вопрос, казалось, был тщательно исследован, и можно упомянуть всего лишь двух историков, которые писали о госпитальерах в Сирии и работы которых появились позже. Это Дж. Кинг и Ф. ван Аспермонт. Кинг тоже дал полезное и интересное описание деятельности госпитальеров, однако оно было довольно поверхностным и далеко не оригинальным (E.J. King. The Knights Hospitallers in the Holy Land). Труд ван Аспермонта не более, чем парафраз работы Делавиля (C.H.C. Flugi van Aspermont. De Johannit-er-Orde in het Heilige Land (1100–1292). Поэтому по-прежнему имеется потребность в детальном анализе истории ордена в первые два века его существования.

Начало ордена Святого Иоанна следует искать в запутанных и плохо известных событиях XI в. Мы придерживаемся мнения Делавиля, что на 1310 г. приходится конец первого этапа истории ордена. К этому году госпитальеры перенесли свою штаб-квартиру с Кипра на остров Родос. Но дело было не только в этом. Пересмотр целого ряда статутов подготовил орден к принятию новой реальности. Разгром ордена тамплиеров в 1312 г. не только привел к исчезновению могущественного соперника, но и способствовал значительному росту земельных владений госпитальеров. С падением Акры в 1291 г. Святая земля была потеряна, и наиболее плодотворный период эпохи крестовых походов закончился. Главным врагом госпитальеров стали турки, а театром военных действий – море.

Большинство современных историков полагает, что идеал крестоносцев представлял собой синтез старых традиций и новых явлений действительности. Обобщая их мнение, можно утверждать, что к старым традициям относится концепция «священной войны» в защиту христианства, начатая по инициативе папства. Она получила развитие в Италии и Испании и сопровождалась постепенной трансформацией понятия «воина Христова». Этот литературный образ стал означать реального воина. Этому способствовала организация духовных паломничеств, число участников которых постоянно росло, как и число новых мест паломничества, на протяжении всего XI в. Влияли на это и попытки церкви установить Мир Божий во Франции в особые дни священных христианских праздников. Папство использовало христианство в своих целях. Ему предстояло выйти