Читать «Почётные граждане Екатеринбурга»

0
пока нет оценок

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТОЛИЦА УРАЛА»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ УрО РАН


ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ЕКАТЕРИНБУРГА


ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ

ЕКАТЕРИНБУРГ



УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

С историей Екатеринбурга переплетаются судьбы многих выдающихся и талантливых людей. Именно им посвящено новое издание книги «Почётные граждане Екатеринбурга».

Присвоение звания «почётный гражданин города» – прежде всего знак уважения, восхищения людьми, их заслугами перед Екатеринбургом, перед страной.

Эти люди вложили в наш город не только свои умения и труд, но и души. Их идеи, помыслы и дела выходили за рамки личного или даже корпоративного интереса. И каждый из них заслуживает благодарной памяти земляков.

В преддверии наступающего 285-летнего юбилея Екатеринбурга хочу поздравить всех почётных граждан и пожелать прежде всего здоровья. Слава и почёт в нашем городе у них уже есть.

Глава города Екатеринбурга

А.М. Чернецкий

От издателей

Словосочетание «почётный гражданин» россияне впервые услышали в середине XIX в.

Десятого апреля 1832 г. император Николай I специальным манифестом учредил сословие почётных граждан, по своему общественному статусу занимавшее положение между дворянством и купечеством. Как и дворянство, почётное гражданство было личным и потомственным. Личными почётными гражданами могли стать выпускники университетов, дети мусульманского духовенства, а также лица, «особо представленные» за полезную деятельность. В потомственное почётное гражданство возводились дети личных дворян, протестантских и православных священников и купцы, награждённые орденом или состоявшие в первой гильдии более 20 лет.

Совсем иное значение имело почётное гражданство в Европе. Во многих муниципалитетах, если хотели отметить заслуги перед городом какого-то человека, возводили его в почётные граждане.

Российские города получили такую возможность только во второй половине XIX в. Звание почётного гражданина города не имело ничего общего с личным и потомственным почётным гражданством. Как разъяснялось в правительственных документах, оно «не было связано с какими-либо законом установленными правами и преимуществами», а служило лишь «выражением благодарности и уважения городского общества». Городским самоуправлением, верховной властью, да и самими почётными гражданами, это звание воспринималось как своего рода политический жест. Поэтому, несмотря на то что в дореволюционной России было присвоено более двух тысяч званий почётных граждан городов, в законодательстве оно так и не нашло отражения.

Порядок присвоения звания был очень сложным и многоступенчатым. Решение об избрании в почётные граждане города принималось на заседании городской думы после представления кандидата кем-либо из гласных. Обязательным было согласие самого кандидата. Очень редко, но всё же бывали случаи, когда кандидаты отказывались.

Например, в 1885 г. Екатеринбург решил сделать почётным гражданином города министра путей сообщения Константина Николаевича Посьета. Но министр после продолжительного раздумья сообщил, что «не может принять предлагаемого почётного звания».

На следующем этапе городской голова обязан был подать от имени думы соответствующее ходатайство губернатору. Здесь многое зависело от взаимоотношений губернатора как представителя государственной власти и выборного городского самоуправления. В 1894 г. екатеринбуржцы избрали только что ушедшего в отставку городского голову Илью Ивановича Симанова почётным гражданином, однако пермский губернатор П. Г. Погодин дальнейшего хода инициативе не дал. П. Г. Погодин придерживался крайних консервативных взглядов, и популярная фигура И. И. Симанова ему, вероятно, казалась неприемлемой.

В случае согласия губернатор докладывал о решении городских властей своему непосредственному начальнику – министру внутренних дел и ждал высочайшего соизволения. И только после того, как согласие монарха получено, гласные думы во главе с городским головой в торжественной обстановке вручали диплом на звание почётного гражданина города. Диплом оформлялся в специальную папку из сафьяна размером 40 на 53 сантиметра. В верхнем углу помещалась серебряная монограмма почётного гражданина, чуть ниже – герб города. Заказывали её у лучших российских ювелиров.

Первым, кто получил в России звание почётного гражданина города, стал в 1863 г. философ и общественный деятель Юрий Фёдорович Самарин. Городская дума Самары удостоила его такой чести за заслуги в проведении крестьянской реформы. Поволжская инициатива быстро распространилась по всей империи.

Спустя всего два года насчитывалось почти шесть десятков почётных граждан различных городов, больше половины из них – губернаторы и видные чиновники местной администрации. Звание почётного гражданина в руках городских обществ постепенно превращалось в инструмент лоббирования своих интересов среди представителей государственной власти. И в первую очередь их внимание направлялось на губернаторов, от которых городские думы и управы зависели. Начальники губерний с удовольствием принимали знаки признательности в свой адрес: «Есть надежда, что все губернаторы сделаются почётными гражданами городов управляемых ими губерний», – оптимистично высказывался один из служащих министерства внутренних дел.

Ещё одно обстоятельство, которое превращало присвоение звания почётного гражданина города в фактор публичной политики, – обсуждение кандидатур на заседаниях городских дум. Когда в почётные граждане выдвигался кто-то из представителей высшей бюрократии, дебаты могли порою перерасти в открытую критику правительства.

Присмотревшись внимательно к списку почётных граждан того или иного города, можно легко понять приоритеты в политике городского самоуправления. Екатеринбург не был исключением из правил. Среди почётных граждан города Екатеринбурга, получивших это звание в дореволюционный период, преобладают представители высшей власти – председатель правительства, три министра, члены Госсовета и Государственной думы. Ни одно имя в этом ряду не было случайным. Подобным образом Екатеринбургская городская дума выражала свою благодарность чиновникам за поддержку позиции города в борьбе за возможность провести через Екатеринбург железную дорогу и право принять первое на Урале высшее учебное заведение. Транспортные коммуникации, по мысли руководителей города, должны были стать залогом стабильного торгового развития Екатеринбурга, а вуз давал шанс возродить угасающую горную промышленность. История показала обоснованность таких расчётов.

В Советской России о звании почётного гражданина города до середины 1960-х гг. никто не вспоминал. В первые послереволюционные годы, и тем более в сталинское время, ненужные ассоциации с сословием, причисленным к разряду эксплуататорских, не поощрялись. «Оттепель» раскрепостила людей, создав благоприятную атмосферу для появления различных инициатив.

В 1964 г. в Вологде решили установить ежегодное празднование Дня города. Городские власти посчитали разумным в дополнение к праздничным мероприятиям награждать заслуженных жителей Вологды званием почётного гражданина.

В 1966 г. горсовет Свердловска также решил возродить звание «Почётный гражданин города». В мае того же года исполком городского Совета утвердил «Положение о звании почётного гражданина города Свердловска». А из уральской столицы этот опыт передавался в соседние регионы.

Трудовые коллективы, учреждения и общественные организации представляли своих кандидатов, и, если после тщательного изучения их биографий и заслуг не находилось оснований для отказа, председатель горисполкома специальным распоряжением присваивал почётное звание.

Избраннику вручались диплом густо-вишнёвого цвета с золотым тиснением, лента цвета флага РСФСР с гербом республики и словами «Почётный гражданин города», а также значок почётного гражданина с соответствующей надписью. На Урале людей, удостоенных высокого звания, не только окружали почётом, но и впервые предоставляли им некоторые льготы: бесплатный проезд на городском транспорте, право покупать без очереди билеты на концерты и

Тема